Немаловажным в организации международных грузовых перевозок железнодорожным транспортом является внедрение инновационных технологий. Эффективность работы железнодорожного комплекса в данной сфере определяет конкурентоспособность предоставляемых услуг.
К сожалению, на сегодняшний день инновационные процессы на железнодорожном транспорте протекают не так быстро как хотелось бы. Условием позволяющим характеризовать развитие железнодорожного комплекса как чисто экстенсивное является наращивание производственной мощности за счёт лишь только нового строительства дополнительных линий или расширения действующих на неизменной технической основе. Очевидно, что этот путь является не приемлемым, так как не обеспечивает решение задач по повышению эффективности отрасли в целом.
Инновации являются ключевым фактором развития организаций. Управление созданием нововведений должно базироваться на знании и умелом использовании принципов, лежащих в основе успешных инновационных решений.
Решение задач увеличения объёмов, смены номенклатуры и улучшение качества железнодорожных транспортных услуг на основе инновационных технологий как техническими, так и социально экономическими преимуществами по сравнению с новым строительством. Затраты на новое строительство в среднем значительно превышают затраты на инновационное развитие. Безусловно, такое сопоставление правомерно при технически возможном и экономически целесообразном проведении мероприятий в отрасли. Опыт внедрения отдельных новшеств в отрасли убеждает в том что наибольший эффект приносит не кратковременное преодоление «узких мест», а комплексное решение задач совершенствования производства на основе научно – обоснованных планов и экономических расчётов. Такое комплексное решение задач в условиях интенсивного характера развития отрасли должно включать мероприятия не только технического и технологического характера, но и предусматривать улучшение социально-экономических показателей и условий производства. Инновационное развитие отрасли позволяет в короткие сроки и с заданными затратами обеспечить наращивание мощностей и прирост производства. Высокая эффективность предопределяет преимущественное направление капитальных вложений в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение и позволяет сокращать удельные капитальные вложения на единицу вводимой в действие мощности.
Эффективность инновационной стратегии зависит от того, насколько однозначна полно и конкретно поставлены цели и определена стратегия. Разработка инновационной стратегии развития международных транспортных перевозок предполагает проведение оценки эффективности инновационных технологий. Следует отметить, что в настоящее время еще нет единого методического подхода к оценке эффективности инноваций.
Так, по мнению казахстанского ученого С.А. Алпысбаева [25] основными показателями экономической эффективности инноваций являются:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД). Определение чистого дисконтированного дохода показывает эффективность инновационного проекта при норме дисконта ЧДД:
(1)
где:
Д t - входящий поток проекта t;
3t - исходящие финансовые потоки проекта;
d – коэффициент дисконтирование;
Т – срок продажи проекта
Инновационный проект ЧДД>0, то инновационный проект эффективный.
- входящий индекс (ВИ), который предполагает расходы по проекту без учета капитальных вложений:
(2)
где:
3t – расходы по проекту без учета капитальных вложений.
К – дисконтированный капиталовложение.
(3)
где:
Кt – годовые капиталовложения;
- внутренняя норма доходности (ВНД). Внутренняя норма дохода показывает показатель дисконта, при нулевом показателя дохода чистого дохода.
. (4)
Является равенством к ВНД (внутренняя норма дохода). ВНД сравнивается с внутренним доходом капитала инвесторов. Если ВНД≤dn, то инновационные проекты считается эффективным (dn - ожидаемая входящая норма от инвестиционного капитала).
Если сравнивать показателей двух альтернативных вариантов ЧДД и ВНД, то можно увидеть
ЧДД1 > ВНД2
ВНД1< ЧДД2, показатели ЧДД является более активным.
- срок окупаемости (Ток) дисконтированных расходов и доходов определяется по формуле:
(5)