Состав площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ. На данном этапе площади рассчитываются ориентировочно по укрупненным удельным показателям. В последующем, при разработке вариантов планировочного решения СТО, площади помещений уточняются.
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на:
- производственные (зоны постовых работ, производственные участки);
- технические помещения (компрессорная, трансформаторная, злектрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и др.);
- административно – бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты, душевые и т.п.);
- складские;
- помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), для продажи запчастей и автопринадлежностей, туалет и т.п.;
- помещения для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
Производственная площадь, занимаемая рабочими и вспомогательными постами, автомобиле местами ожидания и хранения определяется следующим образом:
где fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане;
X – число постов;
Кп – коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент Кп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение Кп зависит в основном от расположения постов. При одностороннем расположении постов Кп = 6 – 7, при двухсторонней расстановке постов КП = 4 – 5.
Исходя из имеющегося опыта проектирования СТО, площадь технических помещений может быть принята из расчета 5 – 10%, а складских 7 – 10% от площади производственных помещений.
Площадь административно-бытовых помещений на одного работающего зависит от размера станции и примерно составляет: для офисных помещений 6 – 8 м2, для бытовых – 2 – 4 м2.
Площадь помещений для обслуживания клиентов (клиентской, продажи автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей и др.) устанавливается индивидуально, исходя из размера станции и конкретных условий, определяемых заказчиком (инвестором).
При прочих равных условиях площадь этих помещений будет зависеть от количества одновременно находящихся в них клиентов.
Площадь клиентской ориентировочно может быть принята 1,0 – 3,0 м2 на один рабочий пост, а помещения для продажи запасных частей и автопринадлежностей – 30% от площади клиентской.
Определение площадей для нашего примера:
Общее число постов и автомобиле мест, располагаемых в помещении, составляет 15, в том числе:
- рабочие посты – 13;
- автомобиле места ожидания – 1;
- автомобиле места хранения – 1.
Площадь, занимаемая рабочими постами на данном этапе расчета (принимаем одностороннюю расстановку постов):
м2
Общая производственная площадь (рабочих постов и участков):
м2
Площадь, занимаемая автомобиле местами ожидания и хранения (принимаем двухстороннюю расстановку):
м2
Площадь технических помещений принимаем из расчета 7% от производственной площади:
м2
Складские помещения принимаем из расчета 8% от производственной площади
м2
Административные помещения определяем из расчета, что в них будет работать персонал в количестве 15% от общей численности производственных рабочих (таблица 2.6) и площади 7м2 на одного работающего:
м2
Бытовые помещения определяем исходя из общей численности работающих на СТО (производственные, вспомогательные рабочие и служащие) и площади 4 м2 на одного работающего:
м2
Площадь клиентской определяем из расчёта 2,5 м2 на один рабочий пост:
м2
Площадь помещений для продажи мелких запасных частей и автопринадлежностей определяем из расчёта 50% от площади клиентской:
м2
Общая расчётная площадь помещений СТО:
м2
Площадь, занимаемая автомобиле местами ожидания и хранения на открытых площадках.