Надежность безопасного плавания в узкости обеспечивается:
· правильным опознанием средств навигационного оборудования (характеристика огня определяется по секундомеру);
· учетом навигационного запаса глубины под килем и глубин на волнении;
Развороты судна на ограниченной акватории можно осуществлять при работе движительно-рулевого устройства в переменном режиме. На судне с ВФШ правого вращения можно произвести разворот вправо, а с ВРШ левого вращения – то же, но с большей эффективностью.
Рассмотрим методологию проведения разворота на примере судна с ВФШ правого вращения:
1. в начальный момент, когда судно остановлено относительно воды, руль перекладывается право на борт и дается ход вперед. Возникающая за счет винтовой струи боковая сила руля забрасывает корму влево;
2. как только судно начнет движение вперед машине дают задний ход. Возникающие при реверсе нескомпенсированные боковые силы от работы винта, направленные влево, будут способствовать развороту судна. Как только судно начнет движение назад повторяют действия по предыдущему пункту.
Когда руль положен на борт, а двигателю дают кратковременный малый, средний или, редко, полный ход вперед, создается усилие, разворачивающее судно на месте. Поворот на противоположный курс лучше делать через правый борт, так как радиус циркуляции вправо меньше и при работе двигателя на задний ход корма будет двигаться влево, ускоряя разворот.
Условия маневрирования одновинтового судна, оснащенного винтом левого вращения, противоположны указанным. Маневрирование двухвинтового судна упрощается по сравнению с одновинтовым, так как на нем возможна работа машинами в раздрай (правая машина вперед, левая - назад, или наоборот). При необходимости на двухвинтовом судне можно выполнить разворот на месте. Маневрирование судна с винтом регулируемого шага (ВРШ) в диапазоне скоростей от полного хода вперед до полного назад достигается поворотом лопастей винта. ВРШ обеспечивает высокую маневренность, поскольку сокращает на 30-40% время реверса, соответственно уменьшая время торможения и тормозной путь судна, что особенно важно при плавании в узкостях, в условиях ограниченной видимости и при швартовке. Маневрирование в стесненной обстановке при быстро меняющейся ситуации требует точного расчета элементов постулат, и вращательного движения судна. Поэтому на каждом судне имеется таблица маневренных элементов, где приведены все основные маневренные и инерционные характеристики судна:
· сведения о выбеге, наборе скорости и тормозных его характеристиках, времени и пути, как при пассивном, так и при активном торможении в грузу и в балласте;
· о радиусе циркуляции судна вправо и влево при различных углах перекладки руля;
· о режимах хода и соотношении скорости судна и оборотов винта.
Эффективность разворота судна с ВРШ через правый борт обусловлена тем, что при винте левого вращения, коим обладают абсолютное большинство судов с ВРШ, на переднем ходу в работу включается сила реакции воды на вращение винта.
Такое маневрирование позволяет развернуть судно в узкости.
Для предупреждения о маневре разворота судно обязано подать четыре коротких звука судовым свистком. Этот сигнал должен подаваться заблаговременно с тем, чтобы предупредить другие суда о предстоящем маневре.
Подача данного сигнала не освобождает судно от подачи звуковых сигналов, предписанных МППСС-72.
Если при разворачивании судна в узкости места для циркуляции недостаточно, производят следующие маневры (рис. 2):
1) перекладывают руль «право на борт» и на очень короткое время дают двигателю средний или полный ход вперед (положение 1). В этом случае весь поток воды, отбрасываемый винтом- назад, резко ударит в перо руля и момент силы Vр развернет судно вправо, весьма мало продвинув его вперед;