Автомобильный транспорт прочно вошел в современную жизнь, обеспечивая большой объем перевозок. Автомобиль является динамичным и автономным транспортным средством, позволяющим перемещать с высокой скоростью грузы и пассажиров. При этом значительно снижаются затраты времени на перемещение, что приводит к ускорению производственных процессов. Но кроме перечисленных положительных качеств, автомобильный транспорт, взаимодействуя с человеком и природой, оказывает на них негативное влияние: истощаются энергетические и сырьевые ресурсы, загрязняется атмосфера, земля, водоемы, а шум и вибрация наносят ущерб здоровью человека.
Доля автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха имеет преобладающий характер. Несмотря на это, автомобильный транспорт является важнейшим видом транспорта, без которого не мыслимо производство материальных ценностей.
Одной из главных задач в настоящее время является совершенствование всех сторон его работы и снижение его экологической опасности.
Общие требования к системе организации и безопасности дорожного движения заключаются в минимизации времени на осуществление транспортного процесса при условии соблюдения безопасности движения и обеспечения защиты окружающей среды.
Обеспечение безопасности перевозок пассажиров автобусами
Труд водителей автомобилей регулируется общими нормами трудового законодательства такими как:
- Трудовой Кодекс Российской Федерации;
- Межотраслевые правила по охране труда промышленного транспорта ПОТ РМ-008-99;
- Правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РО-200-01-95;
- Типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ на автотранспортных предприятиях ТОИ Р-200-01-95. ТОИ Р-200-23-95;
Требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами разработаны в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15 положения о рабочем времени и отдыха водителей устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй закона продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по шестидневной рабочей неделе, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов, а накануне выходных дней - 6 часов.
При шестидневной и пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графика сменности.
В предпраздничные дни продолжительность работы (смены) водителей сокращается на один час, как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.
Суммированный месячный учёт рабочего времени устанавливает администрация предприятия по согласованию с местным комитетом профессионального союза. При суммированном учёте рабочего времени продолжительность рабочей смены водителям может устанавливаться не более 10 часов, а с разрешения министерства (ведомства) по согласованию с соответствующим центральным комитетом профсоюза - не более 12 часов с соблюдением нормального числа рабочих часов за учётный период.
В состав рабочего времени водителя включают:
- установление нормативами подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие;
- время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену;
- время движения автомобиля на линии;
- время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время простоев не по вине водителей;
- время остановок, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания;
- время стоянок при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренные графиком (заданием) для охраны груза и автомобиля;
- половину времени, предусмотренную заданием на рейс при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным местом в междугородном сообщении, двумя водителями, когда один из водителей не управляет автомобилем.