Натяжное приспособление с ползунами
В каждом приспособлении предусмотрены пружины, смягчающие толчки и удары, воспринимаемые гусеницей. В натяжном приспособлении с ползунами ось натяжного колеса неподвижно закреплена в двух ползунах, соединенных между собой вилкой. В вилке закреплены регулировочный винт, ввернутый в подвижный кронштейн, каретка и пружина.
С другой стороны в подвижный кронштейн вставлен стяжной винт, который вторым своим концом проходит через неподвижный кронштейн и закреплен гайкой. На винт надета предварительно сжатая пружина. Под действием сжатой пружины подвижный кронштейн, регулировочный винт, вилка и ползуны с осью к натяжным колесам сдвинутся вперед до упора гайки неподвижного кронштейна, чем и достигается требуемое натяжение гусеницы. При наезде передней части трактора на препятствие натяжное колесо сдвигается назад и пружина, сжимаясь, смягчит удар.
Рама и подвеска
Рама гусеничного трактора (например, ДТ-75М) состоит из двух продольных балок корытообразного сечения, называемых лонжеронами, соединенных между собой в передней и задней части осями, в средней части двумя поперечными брусьями. В передней части рамы укреплен балластный груз, обеспечивающий необходимое распределение массы трактора по длине опорной поверхности гусениц. Для крепления двигателя, радиатора и навесных машин и орудий к раме приклепаны соответствующие кронштейны. В задней части рамы предусмотрены места для крепления агрегатов трансмиссии и гидронавесной системы.
На большинстве тракторов отечественного производства применяется эластичная подвеска трактора, которая обычно состоит из четырех балансирных кареток (по две с каждой стороны), установленных на цапфах рамы. Каретка подвески представляет собой тележку, состоящую из двух балансиров: внешнего и внутреннего. Балансиры шарнирно соединены друг с другом верхними концами при помощи оси качания П На нижних концах балансиров укреплены попарно опорные катки.
Осуществление поворота автомобиля
Внешний балансир центральным отверстием с запрессованными в него стальными закаленными втулками свободно насажен на цапфу рамы. Каретка подвески удерживается от осевых перемещений на цапфе кольцевой упорной шайбой, прижатой к торцу цапфы сборной цанговой гайкой в и установленной с небольшим зазором между буртом втулки и торцом внутренней расточки крышки. Внутренняя полость балансира заполняется автотракторным маслом через отверстие, закрываемое пробкой, а его уровень контролируется через отверстие закрываемое пробкой.
Механизмы управления. Рулевое управление автомобиля и колесного трактора. Осуществление поворота автомобиля и трактора.
Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля или трактора и может осуществляться:
а) путем поворота передних управляемых колес относительно неподвижной передней оси - применяется на всех автомобилях отечественного производства и большинстве колесных тракторов;
б) путем поворота вертикального вала переднего одинарного или сдвоенного колеса - применяется на трехколесных тракторах (Т-28Х4 и др.);
в) поворотом относительно друг друга двух полурам вокруг вертикального шарнира (шкворня) - применяется на тракторах К-701, Т-150К и др.
Рулевое колесо
Независимо от принятой схемы поворот всех колес должен осуществляться вокруг одного центра О, находящегося в точке пересечения осей всех колес, повернутых на заданный угол и называемого центром поворота, только при этом условии колеса будут катиться без проскальзывания. Во время поворота автомобиля вокруг центра поворота каждое колесо располагается в плоскости, касательной описываемой окружности, а радиус вращения перпендикулярен плоскости колеса. Расстояние от центра поворота О до середины заднего моста О называется радиусом поворота.
Окружность, описываемая внешним колесом автомобиля или трактора при повороте, называется радиусом горизонтальной проходимости и определяется из выражения
На автомобилях отечественного производства рулевое колесо устанавливается с левой стороны, на тракторах - в зависимости от их назначения рулевое колесо может располагаться как с левой, так и с правой стороны.