Для надёжного закрепления судов и плавучих установок в различных условиях эксплуатации используются якорно-швартовные устройства.
Якорные устройства
Выбор якоря, цепи, стопоров и якорных механизмов (для носового и кормового якорных устройств). Выбор производим в соответствии с Правилами РРР [4].
Число и массу носовых якорей, длину якорных цепей определяем в зависимости от характеристики снабжения:
Nc=L(B+H)+kΣlh,
где k- коэффициент т.к. длина надстроек и рубок меньше четверти длины судна, поэтому коэффициент "k" не учитывается.
Nc=65*(14+2)=1040m2
По [4], табл. 3.31-2 для судов класса "О" принимаем при характеристике снабжения 1000м2:
Число якорей- 2
Суммарная масса якорей- 1000кг (два якоря по 500кг)
Суммарная длина цепей- 200м
По [1] выбираем:
Два якоря Холла ГОСТ 761-74 по m=500кг, исполнение К, обозначение 211-02.163.
Принимаем две носовые цепи по 100м.
По [1], табл. 3.3.1-2, стр. 174 принимаем при m=500кг:
цепь с распорками при категории прочности 1-26; 2-22
По [4] выбираем две цепи якорные сварные с распорками ГОСТ 228-79, исполнение 1, калибр 26, длина 100м, m=1 427кг.
Т.к. характеристика снабжения более 1000м2, то масса кормового якоря должна составлять не менее четверти суммарной массы носовых якорей
m=0,25*1000=250кг.
По [1] выбираем якорь Холла ГОСТ 761-74, исполнение П, m=250кг, обозначение 21-01.123.
Длина кормовой цепи L=75м, цепь с распорками калибра 1-16.
По [1] выбираем цепь: исполнение 7, ГОСТ 228-79, калибр-16, длина 75м, m=406кг.
Согласно [4] мощность привода якорного механизма должна обеспечивать подтягивание судна к якорю, отрыв и подъём любого из якорей со скоростью не менее 0,12м/с при номинальном тяговом усилие на звёздочке, равным: F=22,6md2, где m- коэффициент прочности; m=1- для цепей с распорками;
d- калибр цепи, мм.
Для шпиля:
F=22,6*1*162=5785,6H
По [2] выбираем шпиль с электроприводом ЯШ1РД, калибр 16; тяговое усилие- 5,94кН скорость выбирания якорной цепи- 0,23м/с скорость выбирания швартовного каната- 0,19м/с
Наибольшие размеры швартовного каната:
диаметр стального по ГОСТ 3083-80- 11,5 см
Тип электродвигателя МАП 122-4/8
мощность- 2,2/1,5кВт
срок службы- 25 лет
Масса: с дистанционной отдачей якоря- 560кг;
без дистанционной отдачи якоря- 545кг.
Для шпиля выбираем стопор:
Тип II, калибр 16, обозначение 211-03.628, масса 34кг.
Швартовные устройства
По [6] разрывное усилие стального швартовного каната для судов с характеристикой снабжения более 1000м2:
Fp-171+3,92*10-2(Nc-1000)=171+3,92*10-2*(1040-1000)=172,6кH.
По ГОСТ 30.055-93 выбираем пеньковый канат тросовой свивки.
длина окружности- 175 мм
диаметр- 56мм
линейная плотность- 2,370 ктскс (г/пог.м)
разрывная нагрузка каната в целом- 173кН (гр Б)
По [8] выбираем:
кнехт, ГОСТ 11265-73, тип IA- крестовый литой чугунный, длина окружности-200мм
диаметр тумбы-220мм, L=920мм, В=260мм, Н=490мм
Вьюшку стальную для буксирного швартовного каната, ОСТ 5.2109-74, тип II-безприводное с ленточным тормозом, правые, длина наматываемого каната-50м, масса 110кг.
Стопор выбираем по [8], табл. 8.6. (для швартовных канатов):
при L=175мм; В=322мм; Н=384мм; D=41,0мм, масса m=61кг.
Якорные механизмы являются швартовными.