Магистральные виды транспорта Казахстана характеризуются следующими особенностями.
Железнодорожный транспорт:
- регулярность грузовых и пассажирских перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;
- высокая пропускная и провозная способность;
- сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов;
- высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния.
На строительство железных дорог требуются большие капиталовложения, которые окупаются только при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
Автомобильный транспорт:
- более высокая, чем на железнодорожном транспорте скорость доставки грузов и маневренность;
- возможность доставки грузов от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций;
- регулярность и хорошая маневренность перевозок, способность доставлять груз небольшими партиями, включая самых мелких грузоотправителей;
- меньшие по сравнению с железнодорожным транспортом капитальные вложения при освоении малых пассажиро- и грузопотоков на небольших расстояниях.
Себестоимость грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте выше, чем на железнодорожном.
Трубопроводный транспорт:
- устойчивый режим работы независимо от природно-климатических условий;
- простота эксплуатации и режима управления перевозками, в которых собственно транспортировка и погрузочно-разгрузочные операции слиты в едином процессе;
- высокая производительность труда в связи с высокой степенью механизации и автоматизации операций;
- низкая себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов;
- наименьшие капиталовложения на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта.
Трубопроводы не являются универсальным видом транспорта - по ним могут перекачиваться только жидкие и газообразные грузы.
Воздушный транспорт:
- большая скорость и малые сроки доставки грузов и пассажиров.
Себестоимость перевозок грузов на воздушном транспорте очень высока. К недостаткам также относятся высокая энергоемкость, зависимость от погодных условий, ограниченность габарита и массы перевозимых грузов.
Водный (речной) транспорт:
- высокая провозная способность на глубоководных реках и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов (леса в плотах, нефти в нефтеналивных судах и т.д.);
- невысокие удельные капитальные затраты, расход металла и топлива.
Недостатки речного транспорта состоят в несовпадении направления течения рек с основными грузопотоками; нерегулярности перевозок в течение года; меньшей по сравнению с железнодорожным транспортом скорости доставки грузов; большем, чем у других видов транспорта, пути движения грузов.
Указанные виды транспорта конкурируют между собой на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Так, трубопроводный и железнодорожный транспорт конкурируют за транспортировку нефти и нефтепродуктов; железнодорожный и автомобильный - практически за всю номенклатуру грузов, за исключением массовых насыпных грузов.
Такие географические условия, как отсутствие выхода к морю, судоходных рек делают практически невозможным осуществление водных перевозок. В то же время из-за обширности территории Казахстана, неразвитости автодорожной инфраструктуры, низкой технической оснащенности воздушного транспорта и несмотря на бурное развитие трубопроводного транспорта, вот уже более ста лет основным средством перемещения грузов и массовых перевозок населения в стране является именно железная дорога с присущей ей универсальностью и относительной дешевизной.