Одним из главнейших факторов, определяющих мощность, размер и тип СТО (специализированная, универсальная), является число и состав автомобилей по моделям, находящимся в зоне обслуживания проектируемой СТО, а также число заездов на СТО.
При определении обслуживаемого СТО парка автомобилей необходимо учитывать следующие особенности:
- Входящий поток требований (заездов) на СТО характеризуется различной частотой спроса на те или иные виды работ и трудоемкостью их выполнения. При этом на величину трудовых затрат, как известно, влияет «возраст» автомобиля, который имеет значительный разброс;
- Легковые автомобили могут обслуживаться на различных предприятиях автосервиса, т.е. они, как правило, не закреплены за отдельными СТО, и их заезды на станции носят случайный характер;
- Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц и т.д., т.е. не все автомобили, которым необходимы ТО и ТР, заезжают на СТО, а только часть из них.
С учетом приведенных выше особенностей технологический расчет принято выполнять для парка условно обслуживаемых на СТО автомобилей по формуле:
Nсто = N × К (1.1)
где N – парк автомобилей региона;
К – коэффициент обращаемости, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО.
По оценке экспертов, для отечественных автомобилей К = 0,45 – 0,50, для автомобилей иностранного производства К = 0,75 – 0,8
Nсто = 1830 × 0,6 = 1100
При этом под условным автомобилем парка понимается автомобиль, комплексно обслуживаемый на СТО в течение года, на котором выполняется полный объем работ по ТО и ремонту, обеспечивающий его исправное состояние. Расчетное принимается, что условный автомобиль парка должен сделать в течение года в среднем 2 автомобиле - заезда на СТО.
Могут иметь место и другие задачи, определяемые конкретными условиями эксплуатации и обслуживания автомобилей.
Исходными данными для технологического расчета являются:
- годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам – Nсто;
- количество заездов на станцию одного автомобиля в год – d;
- среднегодовой пробег автомобиля – Lг;
- число рабочих дней в году станции – Драб.г;
- продолжительность смены – Тсм;
- число смен – С.
Исходные данные для расчета СТО, приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Исходные данные
Годовое количество условно обслуживаемых на станции авто- мобилей, Nсто |
Количество заез- дов одного авто- мобиля в год, d |
Среднегодовой Пробег авто- мобиля, Lг, км |
Число рабочих дней в году, Драб.Г |
Продолжи- тельность смены, Тсм, ч |
Число смен, С |
1100 |
1,8 |
14000 |
305 |
8 |
1,2 |