Поперечный набор каркаса фюзеляжа составляют шпангоуты – нормальные и усиленные. Они представляют собой замкнутые рамы кольцевой формы. На стадии разработки приводим формы шпангоутов к круглой для упрощения их проектирования и расчёта.
Нормальные шпангоуты
Нормальные шпангоуты выполнены из прессованных дуралюминовых профилей, согнутых по форме сечения фюзеляжа.
Основное назначение нормальных шпангоутов состоит в восприятии местной аэродинамической нагрузки и обеспечении соответствующей опоры для обшивки. Внешняя нагрузка, действующая на шпангоут, невелика, поэтому строительная высота шпангоута получается небольшой — достаточной, чтобы воспринять приходящиеся на него нагрузки, и вместе с тем не препятствовать свободному использованию внутреннего объема фюзеляжа.
Усиленные шпангоуты
Усиленные шпангоуты устанавливаются в местах разъёма и стыковки других агрегатов с фюзеляжем: в местах соединения средней и задней части фюзеляжа, в местах крепления силовой установки.
Предназначены усиленные шпангоуты главным образом для восприятия сосредоточенных сил и моментов и передачи их на обшивку.
По конструктивным признакам шпангоуты можно разделить на ферменные и рамные. Для конструирования я выбираю нормальный рамный шпангоут и усиленный рамный шпангоут.
Усиленный рамный шпангоут имеет более сложное поперечное сечение. Внешний и внутренний обводы шпангоута изготовлены из прессованных профилей и соединены между собой стенкой.