Постепенное укрупнение городов и рождение мегаполисов такой же естественный эволюционный процесс, как развитие промышленности, появление ТНК (транснациональных корпораций), как развитие средств связи и т.д. В крупных городах выгоднее и эффективнее делать бизнес, организовывать производство, торговлю, легче создавать образовательные комплексы и прочая и прочая. Кроме того, в мегаполисах возникают свои внутренние рынки, резко удешевляющие многие торговые операции, позволяющие ограничить перевозки дешевых и габаритных товаров. Вот почему мегаполис, как форма организации производственной жизни общества более эффективна с точки зрения экономики - в мегаполисах выше общественная производительность труда - главное мерило всех современных организационных новинок и проявляется она естественным образом.
В настоящее время половина из шести миллиардов людей, населяющих нашу планету, проживает в крупных городах. В индустриально развитых странах доля городского населения значительно выше. Уровень урбанизации в ближайшие 25 лет, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будет только повышаться. В связи с этим проблемы развития крупных городов попадают в разряд важнейших, и именно от успешности их решения в значительной степени будет зависеть динамичность и устойчивость социально-экономического развития, как национальных экономик, так и мировой экономики в целом.
Для России проблема мегаполисов имеет особое значение, хотя может показаться, что как раз в России с её пространствами говорить о мегаполисах преждевременно. Однако уже сейчас становится очевидным, что проблема мегаполисов — это не только проблема отдельных крупных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода. Эта проблематика напрямую связана со стратегией развития России, ростом её конкурентоспособности в процессе глобализации.
Мировые города находятся в центре глобальной информационной сети и так называемой экономики знаний, их иерархия строится с учётом организационных структур транснациональных компаний в сфере передовых услуг. Это оплоты постиндустриальной экономики: в них сконцентрирован бизнес, связанный с финансами, СМИ, образованием, здравоохранением, туризмом. В современных условиях мегаполисы вносят существенный вклад в развитие национальных экономик.
Согласно международной статистике на мегаполисы стран ОЭСР приходится 10-50% ВВП соответствующих стран:
· Копенгаген обеспечивает 49,6% датского ВВП;
· Дублин, Брюссель, Хельсинки, Будапешт — 42-47% ВВП их стран;
· Вена, Лондон, Парижа, Стокгольм и Токио — 28-34% ВВП их стран.
Для сравнения отметим, что на Москву приходится более 21% суммарного ВРП всех субъектов РФ (причём за годы экономического роста эта доля увеличилась), а на Петербург – менее 4%. Москва – единственный в стране крупный город постиндустриальной экономики, в структуре её ВРП 84% составляют услуги (в Петербурге – только 63%).
Такая экономическая концентрация объясняется не только количественными факторами. В подавляющем большинстве мегаполисов производительность труда выше, чем в остальной части страны (особенно в американских, в Европе разница меньше). Жители мегаполисов больше работают и обладают более высокой квалификацией, а темп роста городского валового продукта обгоняет национальный ВВП. Мегаполисы притягивают человеческий капитал, финансы, инновации. Вместе с тем интересно отметить, что по расчётам экспертов ОЭСР существует экономически оправданный предел роста мегаполиса – 7 млн. человек. Дальше связь между количеством населения и подушевым ВВП, а также качеством жизни становится отрицательной.
По оценкам международных экспертов, приведённым на Всемирном форуме ООН по проблемам городов, из 2300 крупных поселений мира лишь 22 отвечают современным требованиям. В их числе нет ни одного российского мегаполиса. Между тем опыт планирования комплексного социально-экономического развития городов появился именно в нашей стране в советские годы, был на какое-то время забыт и сейчас вновь возвращается в Россию, обогащённый рыночным содержанием.
В связи с этим следует выделить ряд существенных проблем, непосредственно воздействующих на уровень эффективности современной практикой планирования перспективного развития мегаполисов.
Во-первых, следует признать, что планирование развития крупных городов не может не затрагивать прилегающих к мегаполисам территорий, де-факто связанных с городами общей инфраструктурой, миграцией населения, проблемами экологии, необходимостью для мегаполиса развиваться. Достаточно не просто решаются эти вопросы на стыке интересов двух соседствующих субъектов Федерации — Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Поэтому всё более очевидной становится необходимость разработки совместных планов развития, а согласование позиций предпочтительно проводить ещё на дальних подступах к планам. Без правовых гарантий, утверждённых законодательными актами, субъекты рынка, инвесторы не будут идти на риск в реализации проектов. Для этого должно быть сформировано единое правовое поле на уровне государственной власти субъекта РФ и муниципального образования, а также, в идеале, обеспечено согласие всех политических сил.