Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Класс аэропорта определяется объёмом пассажирских перевозок, произведенных за год, то есть общим количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных (пассажиры, пересаживающиеся из одного воздушного судна в другое). Фея Лика https://mobi.sibirki.org/anketa/9431/ район и метро - sibirki
Класс аэропорта в зависимости от пассажирских перевозок, произведенных за год, можно определить по таблице, представленной ниже:
Класс аэропорта |
Годовой объем пассажирских перевозок (тыс. человек) |
I |
10000-7000 |
II |
7000-4000 |
III |
4000-2000 |
IV |
2000-500 |
V |
500-100 |
Помимо перечисленных существует также понятие внеклассового аэропорта (его годовой объём перевозок составляет более 10000 тыс. человек), и неклассифицированного (менее 100 тыс. человек).
В нашей стране существует своя классификация аэродромов, отличающаяся от зарубежных.
По длине взлетно-посадочной полосы и несущей способности покрытия аэродромы делятся на 6 классов:
А - 3200 х 60 Б - 2600 х 45 В - 1800 х 42 Г - 1300 х 35 Д - 1000 х 28 Е - 500 х 21
По взлётной массе принимаемых самолётов - на 5:
вне класса (то есть без ограничения массы) - А380, Ан-225, Ан-124 и т.п.
1-го класса (75 т и более) - Ил-76, Ил-62, Ту-154 и т.п.
2-го класса (от 30 до 75 т) - Ту-134, Як-42, Ан-12, и т.п.
3-го класса (от 10 до 30 т) - Ан-140, Ан-26, Як-40, Ан-24, Ан-72и т.п.
4-го класса (до 10 т) - Л-410, Ан-3Т, М-101Т, Ан-38, Ан-2, Ан-28и т.п.
По российской классификации аэродромов длина взлетно-посадочной полосы у аэродромов вне класса составляет 3500-4000 м; 1 класса - 3000-3200 м; 2 класса - 2000-2700 м; 3 класса - 1500-1800 м; 4 класса - 600-1200 м. Гражданские аэродромы 3 и 4 класса относятся к аэродромам местных воздушных линий.
Аэропорт в системе воздушного транспорта представляет собой сложнейшую структуру, выполняющих ряд определённых функций. Он является наиболее безопасным видом транспорта по сравнению с другими видами транспорта (железнодорожным, водным, автомобильным, речным, трубопроводным). С каждым годом число пассажиров использующих этот вид транспорта возрастает. Возрастает и число перевезённых грузов, почты.
Главной задачей аэропорта является обеспечение авиационной безопасности, сотрудничество её с другими видами структурных подразделений аэропорта.
Аэропорты как часть транспортной системы являются важнейшим компонентом национальной, региональной и местной инфраструктуры. Аэропорт - не просто поставщик общественных услуг, чья деятельность регулируется государством; это самостоятельный коммерческий комплекс с собственными бизнес-целями и стратегией развития, направленной на рост и экономическую эффективность функционирования.
1. Спрос на услуги воздушного транспорта в мире стабильно повышался на протяжении нескольких десятилетий. Число перевезенных в мире пассажиров выросло на 45% за последние 10 лет и более чем удвоилось с середины 80-х годов XX века. В 2006 г. услугами воздушного транспорта воспользовались 1,83 млн. пассажиров и было перевезено 41 млн. тонн грузов; 900 ведущих мировых авиакомпаний обслуживаются в 1 195 международных аэропортах, создавая маршрутную сеть в несколько миллионов километров.