Современные навигационные системы
Страница 1

Транспорт » Судовые навигационные приборы » Современные навигационные системы

Радионавигация и радиомаяки

Радионавигация - раздел навигации и аэронавигации, изучающий и разрабатывающий теоретические вопросы и практические приемы вождения судов и летательных аппаратов с помощью радиотехнических средств и устройств.

Основными задачами радионавигации являются определение:

- координат судна или летательного аппарата, а также их взаимного положения; и

- направления выхода в заданные районы (точки) и др.

Для решения задач радионавигации используют радиокомпасы радиодальномеры, радиомаяки и радионавигационные системы.

Радиомаяк аэронавигационной системы VORTAC, Германия

Радиомая́к — передающая радиостанция, излучающая радиосигналы, используемые для определения координат и направления движения различных объектов, в основном, самолётов и судов. Параметры сигнала радиомаяка зависят от направления излучения: например, его интенсивность или момент времени пеленгации.

Радиомаяки относят к угломерным (азимутальным) радионавигационным устройствам, так как они предназначены только для определения направления, а нахождение координат становится возможным после специальных вычислений на основе информации о направлении не менее чем на два радиомаяка.

В качестве радиомаяков также используются объекты, специально не предназначенные для целей радионавигации, но имеющие отличительные параметры радиосигнала (например, частоту) и, возможно, известные постоянные координаты — вещательные радиостанции, радиоакустические маяки, радиобуи, радиолокационные маяки, аварийные радиомаяки.

Классы радиомаяков по методу измерения

Радиомаяки делят на классы, в соответствии с параметром радиосигнала, меняющимся по направлению, и соответствующим методом радиотехнических измерений:

· Амплитудные маяки, направление на которые определяется измерением интенсивности принятого сигнала;

· Фазовые маяки — для определения направления измеряется фаза сигнала;

· Частотные маяки — для определения направления измеряется частота сигнала;

· Временны́е маяки — для определения направления засекается момент приёма сигнала;

наиболее распространены амплитудные радиомаяки.

Виды радиомаяков по назначению

- Курсовые маяки, створные радиомаяки — предназначены для задания курсов в горизонтальной или вертикальной плоскости, используются в курсоглиссадных системах;

- Пеленговые радиомаяки. Предназначены для определения пеленга путём сравнения момента времени приёма сигнала вращающейся диаграммы направленности маяка с моментом времени, когда положение диаграммы направленности известно. Для такого измерения вращение диаграммы направленности должно быть строго синхронизировано, либо маяк должен излучать короткий всенаправленный сигнал при проходе ДН через нулевую отметку;

- Маркерные радиомаяки. Имеют узкую постоянную ДН, ориентированную вертикально вверх, и используются для маркировки пунктов, важных в навигационном отношении (например, контрольных пунктов при заходе самолётов на посадку и при подходе судов к порту, пунктов излома маршрутов или фарватеров и т. д.).

- Приводные радиостанции — радиостанции с ненаправленным излучением и с отличительными для каждой из станций сигналами (позывными). Определение направления возможно только с помощью специального радиопеленгатора.

Дальность и точность

Радиомаяки, работающие в диапазонах длинных волн (километровые и более), имеют дальность действия до 500 км. Они обеспечивают точность пеленгации с борта объекта ~1-3° (по азимуту). Всенаправленные радиомаяки, работающие в диапазонах дециметровых и сантиметровых волн, имеют дальность действия, ограниченную прямой видимостью, и обеспечивают точность определения азимута до 0,1-0,25°.

Страницы: 1 2 3

Определение капитальных вложений в расчете на один кран
При расчете капитальных вложений учитываются затраты на приобретение крана по отпускной цене изготовителя. Транспортировку крана к месту эксплуатации, монтажно-наладочные работы. При отсутствии данных об отпускной (оптовой) цене по новому типу крана его ориентированная стоимость может быть определе ...

Построение потенциальной тяговой характеристики трактора с бесступенчатой трансмиссией
На оси абсцисс графика откладываем в выбранном масштабе значение Ркрi тяговых усилий на крюке в диапазоне от 0 до Рkmax. Число расчетных точек «i» принимаем не менее 6. Затем строим две вспомогательные кривые - буксирования δi и коэффициент f – сопротивление качения. Для этого используют расчё ...

Расчет динамической характеристики автомобиля
Динамической характеристикой автомобиля называется зависимость динамического фактора D от скорости. Динамическим фактором называется отношение свободной силы Fк – Fв, направленной на преодоление сил сопротивления дороги, к весу автомобиля: D = (Fк – Fв)/Ga, (4.1) где Fк − окружная сила на вед ...