Место груза массой более 80 кг считается тяжеловесным, а груз, размеры одного места которого превышают габаритные размеры разгрузочных люков и грузовых отсеков пассажирских судов, негабаритным.
Перевозка тяжеловесных, негабаритных грузов, превышающих указанные массу и габариты, может осуществляться грузовыми или специально оборудованными для этих целей ВС.
Прием к перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов до пункта назначения прямыми рейсами допускается с разрешения начальника СОПГП (СОП) аэропорта отправления, а прием к перевозке с перегрузкой в пути допускается только с разрешения начальника СОПГП (СОП) аэропортов трансфера и при наличии рейсов, предусмотренных расписанием движения грузовых ВС от пункта трансфера до аэропорта назначения.
Тяжеловесные грузы перевозятся как в упакованном виде, так и без упаковки, если это разрешено техническими условиями их транспортировки. Тара тяжеловесных грузов должна быть рассчитана на нагрузку, равную массе груза, с учетом коэффициентов перегрузок.
Тяжеловесные грузы без тары (электромоторы, двигатели и т.п.) должны предъявляться к перевозке смонтированными на специальных деревянных поддонах либо должны быть снабжены прокладочным материалом в виде деревянных брусьев или досок с таким расчетом, чтобы нагрузка на пол воздушного судна не превышала установленной нормы и обеспечивала возможность работы электропогрузчиков.
Отправители груза в случае необходимости должны прикладывать специальные средства загрузочного оборудования (выключатели подрессоривания, распределители нагрузок и т.п.), которые разрабатываются предприятием - разработчиком груза и согласовываются с представителем перевозчика.
При транспортировке тяжеловесных и негабаритных грузов следует в вопросах загрузки, швартовки и расчета упорных страховочных стенок руководствоваться инструкциями по загрузке, разгрузке, швартовке и перевозке грузов воздушными судами соответствующих типов.
Погрузка и швартовка тяжеловесных и негабаритных грузов сложной конфигурации, с габаритами, близкими к габаритам грузовой кабины, и с массой, близкой к максимальной грузоподъемности воздушного судна, производятся по заранее разработанной схеме, утвержденной руководителем предприятия ГА.
Погрузка тяжеловесных и негабаритных грузов производится под руководством начальника смены, диспетчера по загрузке, бортоператора (бортпроводника N 3), а при необходимости - и командира ВС или второго пилота.
Тяжеловесные и негабаритные грузы должны завозиться в аэропорт в согласованные с перевозчиком сроки.
Перевозка грузов с объявленной ценностью
К перевозке воздушным транспортом могут быть предъявлены грузы с объявленной ценностью.
Отправитель может предъявить к перевозке с объявленной ценностью любые грузы, кроме:
скоропортящихся;
опасных;
перевозимых под ответственность сопровождающих лиц от отправителя (получателя).
Грузы, действительную стоимость которых в случае утраты невозможно определить, принимаются к перевозке только с объявленной ценностью.
С обязательным объявлением ценности к перевозке принимаются:
грузы, на которые не установлены государственные цены;
бывшие в употреблении грузы, степень износа которых не определена;
драгоценные металлы, камни, пушнина, оптическое стекло, ковровые изделия;
личное имущество граждан.
Сумма объявленной ценности груза не должна превышать действительной его стоимости и должна быть подтверждена отправителем приложенными к "Грузовой накладной" счетами, прейскурантами или другими документами.
При отсутствии необходимых доказательств объявленной стоимости перевозчик имеет право отказать в перевозке ценного груза.
Каждое место груза с объявленной ценностью отправитель обязан замаркировать несмываемой краской, сделав следующие четкие надписи:
сумма объявленной ценности данного места груза;
полное или условное наименование получателя;
наименование аэропорта назначения;
количество мест груза в партии и порядковый номер места внутри партии груза;
полное или условное наименование отправителя;
наименование аэропорта отправления;
массы брутто и нетто места груза, кг;
габаритные размеры места груза, м;
объем места груза, куб.м.
Приемосдатчик СОПГП (СОП) аэропорта отправления обязан тщательно осмотреть упаковку каждого отдельного места груза, сдаваемого к перевозке с объявленной ценностью, и маркировку, проверить целость и исправность окантовки, пломбировочного шнура или проволоки, правильность, прочность и исправность навешанных на них пломб; сверить оттиски знаков или цифр на этих пломбах с записью их знаков или цифр в "Накладной отправителя" и только после такой проверки, если все окажется в надлежащем порядке, принять груз к перевозке и направить отправителя на оформление "Грузовой накладной".