При разработке планов перевозок предусматривается удовлетворение потребностей страны в перевозках и наименьшие транспортные затраты за счет установления рациональных транспортно-экономических связей в народном хозяйстве и экономически целесообразного распределения перевозочной работы между различными видами транспорта. В этих же целях планируется наиболее полное использование грузоподъемности и вместимости вагонов, судов, автомобилей; уменьшение порожнего пробега подвижного состава; максимальное сокращение неравномерности перевозок по периодам года с учетом сезонных потребностей отраслей народного хозяйства.
Система планирования перевозок является единой для железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта и предусматривает общий порядок и единые сроки разработки, утверждения, согласования планов перевозок в плановых, снабженческо-сбытовых, хозяйственных организациях в центре и на местах.
В целях рационального использования технических средств транспорта и сокращения транспортных затрат планируют перевозки в соответствии со схемами нормальных направлений грузопотоков. Схемой нормальных направлений грузопотоков называется такое прикрепление районов производства к районам потребления продукции, которое обеспечивает удовлетворение потребностей потребителей в данной продукции при наиболее экономном использовании средств транспорта. Разрабатываются эти схемы совместно с министерствами-грузоотправителями и МПС
При планировании не допускаются встречные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов; излишне дальние перевозки — за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков; перевозки по железной дороге грузов, которые целесообразно осуществить водным, автомобильным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении (разными видами транспорта). Для расчета оптимального плана перевозок широко применяются математические методы и ЭВМ.
Основным видом перспективного планирования перевозок является пятилетний план. Он устанавливает общий объем отправления грузов в тоннах с выделением номенклатуры по государственному заказу. Помимо этого, планируется перевозка грузов по заданию МПС.
Годовые планы перевозок по сети в целом устанавливают объем отправления грузов в тоннах с распределением по кварталам и с выделением грузов по государственному заказу и по заданию МПС. Наряду с этим в годовых планах предусматриваются расчетные показатели: грузооборот, среднесуточная погрузка в вагонах, средняя масса поезда, статическая нагрузка вагона, средняя дальность перевозки грузов и др.
Среднесуточная погрузка планируется и учитывается в физических вагонах
где Qгод—количество груза, подлежащего отправлению за год. рст — статическая нагрузка вагона, т.
Статическая нагрузка вагона определяется для каждой номенклатуры груза
где PП — общее количество погруженного груза, т;
Un—число погруженных вагонов.
Средняя дальность перевозки грузов определяется делением общего грузооборота в тонно-километрах на количество груза в тоннах
Квартальные планы составляют с учетом условий работы в различные периоды года (сезонные перевозки). При этом основной объем перевозок планируется через отраслевые министерства и ведомства для обеспечения государственного заказа и задания МПС, а остальная часть перевозок планируется на местах. В квартальных планах предусматривается перевозка грузов в целом по сети и по дорогам с разбивкой по месяцам и роду груза (в тоннах и вагонах), а также задания по перевозке маршрутными поездами.
Месячные планы перевозок устанавливают размеры погрузки и отправления в тоннах и вагонах в целом по сети и каждой дороге. Аналогичные планы составляются по отделениям, станциям и предприятиям-грузоотправителям.
В оперативных планах по аналогии с годовыми устанавливают соответствующие расчетные показатели.
Перевозки грузов в прямых смешанных железнодорожно-водных или железнодорожно-автомобильных сообщениях осуществляются по единому транспортному документу на всем пути следования в счет общего плана перевозок данного грузоотправителя. Годовые планы прямых смешанных железнодорожно-водных перевозок грузов с железнодорожных станций, морских и речных портов и пристаней разрабатывают транспортные министерства и управления речного транспорта республик по заявкам грузоотправителей. Перевозки грузов в международном сообщении, т. е. с участием дорог двух и более государств, производятся на основании соглашений о международных железнодорожных сообщениях.