Основными неисправностями буксовых узлов с роликовыми подшипниками являются: износы и изломы сепараторов, разрушение деталей крепления подшипников, обводнение смазки, ослабление натяга внутренних и лабиринтных колец, изломы и разрывы внутренних и упорных колец подшипников.
Износ и разрушение сепараторов, как правило, происходят из-за обводнения или недостаточного количества смазки в подшипниках, а также из-за механических повреждений сепараторов, не выявленных при полной ревизии буксы. В настоящее время необходимо обязательно проводить вихретоковый контроль сепараторов, обращая особое внимание на состояние мест перехода от перемычек к основанию. Причинами попадания влаги в смазку является неправильное ее хранение и нарушение технических требований к монтажу буксы.
Основная причина разрушения торцового крепления подшипников на шейке оси – нарушение требований монтажа букс: завышение зазоров между кольцами, неправильный подбор и установка гаек М110. Следует тщательно контролировать состояние резьбы гаек и шеек осей. Проворот колец происходит из-за нарушения температурных режимов при монтаже букс, применение несовершенных измерительных приборов и инструментов или неправильной их настройки.
Изломы колец происходят из-за нарушений требований неразрушающего контроля колец без снятия их с шеек осей, а также из-за значительных нагрузок на подшипники.
Признаки неисправностей буксовых узлов сведены в таблицу 3.
Таблица 3- Признаки неисправностей буксовых узлов
Признаки неисправностей буксовых узлов |
Возможные неисправности |
При встрече поезда сходу | |
Колёсная пара идёт юзом при отжатых тормозных колодках, слышно пощёлкивание Выброс смазки хлопьями на диск и обод колеса Сильные потёки в зоне смотровой и крепительной крышек Боковая рама тележки вместе с буксой смещены вдоль шейки оси, цвета побежалости, окалина на смотровой или крепительной крышке, деформация крышек Выброс искр пучком со стороны лабиринта Корпус буксы имеет наклон по отношению к шейке оси, боковая рама тележки опирается на корпус буксы одним краем |
Подшипник разрушен, ролики заклинены и не вращаются Подшипник разрушен Подшипник может быть разрушен Подшипник разрушен, повреждение торцевого крепления, гайка М110 полностью сошла с шейки оси или оборваны головки болтов М20 Поворот внутреннего кольца или разрушение заднего подшипника Поворот внутреннего кольца переднего подшипника |
Признаки неисправности буксовых узлов |
Возможные неисправности |
При осмотре вагонов во время стоянки поезда | |
Следы выброса смазки через лабиринтное уплотнение на диск и обод колеса, наружную обшивку пола вагона, детали рычажной передачи. В смазке видны металлические включения (латунь, сталь), потёки смазки в зоне смотровой и крепительной крышек. На задней (лабиринтной) части корпуса буксы имеется валик смазки чёрного цвета с металлическими включениями (латунь, сталь) |
Подшипник разрушен из-за заклинивания роликов, проворота внутреннего кольца, излома перемычек сепаратора, обводнение смазки, излома борта внутреннего кольца, повреждения торцевого крепления. Износ центрирующей поверхности сепаратора и изломы перемычек сепаратора, излом борта внутреннего кольца, заклинивание роликов |
На задней (лабиринтной) части корпуса буксы имеется валик смазки, покрытый пылью, боковая рама тележки с буксой смещены относительно лабиринтного кольца и видна блестящая полоска металла лабиринтного кольца |
Повреждено торцевое крепление, сорвана резьба на гайке М110 и шейки оси или оборваны головки болтов М20 |
Повышенный нагрев в пределах температуры рабочего нагрева любой части буксы в сравнении с другими буксами состава |
Начало разрушения буксы. Излишнее количество смазки |