Частота определений местоположения судна. Устанавливают заранее частоту определений места. Чем ближе к навигационной опасности, тем чаще предстоит определяться. Дискретность обсерваций можно рассчитать по формулам или определить по стандарту точности судовождения, рекомендованного ИМО.
Определение места судна через регулярные промежутки времени. При планировании плавания вблизи берегов или в узкостях, предусматривают определения места через равные промежутки времени. Это позволяет легко выявить ошибку, если такие определения места будут ложиться на карте не на равных расстояниях. Также рекомендуется определять место судна перед поворотом и сразу после поворота на новый курс.
Навигационная безопасность судна зависит, прежде всего, от соотношения расстояния до навигационного препятствия и величины погрешности места судна. Это расстояние должно быть не менее величины погрешности места, умноженной на коэффициент, определяющий вероятность безопасного плавания согласно формуле (1):
, (1)
где Z – коэффициент, который выбирается из таблицы по величине 2Рз–1 (при вероятности 95% Z = l,96).
Расчёт интервалов между счислениями производится по формуле (2) :
, (2)
где Мо – ожидаемая максимальная РСКП ОМС на данном участке
перехода;
Кс = 1,0 – коэффициент точности счисления.
С учетом погрешностей определений и плавания вблизи берегов принимаем дискретность обсерваций равную 60–120 минутам.
РСКП обсервованных мест рассчитываются по формулам (3, 4, 5):
В общем случае
, (3)
где r – коэффициент корреляции навигационных параметров, по которым произведена обсервация; При определении места судна по разнородным навигационным параметрам:
(4)
По n линиям положения :
(5)
Погрешности линий положения навигационных параметров рассчитываются по формуле (6):
, (6)
где mU – СКП навигационного параметра; g – модуль градиента навигационного параметра.
На всем участке пути РСКП определения не превышает 1 мили, что вполне обеспечивает безопасность плавания в данном районе.
РСКП счисления пути Mc(t) судна от момента последней обсервации до данного момента рассчитывается по формуле (7):
(7)
где Кс=1,0 – коэффициент, точности счисления, показывающий скорость нарастания погрешности счисления, мили/час, t – интервал счисления, мили.
На протяжении всего перехода Мс не превышала 0,2 мили, что в достаточной степени обеспечивает навигационную безопасность плавания.
Мсч = Mo2 + Mc(t)2 (8)
Мсч во время перехода не превышала 0,05 мили, что обеспечивает безопасное плавание судна.
Выбор ориентиров, способов ОМС:
Наиболее надежными ориентирами служат береговые средства оборудования морей маяки, огни, знаки и т.д. Их использование для определения места судна предпочтительнее по сравнению с другими искусственными или естественными ориентирами (здания, мысы и т.п.), плавучие предостерегательные знаки не предназначаются для ОМС и могут лишь служить только для ориентировки.
На данном переходе были выбраны следующие способы ОМС:
1) ОМС по пеленгу и дистанции, двум пеленгам, которые в достаточной степени являются видимыми при е = 16м. Эти способы ОМС является достаточно быстрыми, простыми и точными;