Пассажирские перевозки имеют определенные особенности. Все объемные показатели работы подвижного состава в пассажирском движении рассчитываются несколько иначе, чем в грузовых перевозках. Работа подвижного состава в пассажирском движении связана с графиком и расписанием движения пассажирских поездов. При разработке расписания движения поездов учитываются объемы пассажиропотока по направлениям. Время отправления и прибытия поездов на наиболее значимые (по пассажиропотоку) станции в пути следования пассажирских составов устанавливается с учетом удобства для пассажиров и времени в пути следования.
Для того, чтобы оценить работу подвижного состава, а также своевременное выполнение всех его функций используют технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.
Количественные показатели:
- отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений дорог по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);
- пассажирооборот (пассажирокилометры, пасс.-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км – это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);
- работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;
- число используемых составов для обеспечения данного объема пассажирских перевозок.
Качественные показатели:
- участковая скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);
- маршрутная скорость – средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);
- населенность на вагон – это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60 % вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60 % вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;
- средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);
- среднесуточный пробег состава. Определяется делением общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.
Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок к максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении.