Экономические показатели:
- себестоимость пассажирских перевозок. Характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают 10 пасс.-км. Себестоимость 10 пасс.-км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;
- доходная ставка – это доход (в коп.), приходящийся на единицу продукции (10 пасс.-км); получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общиевыполненные пассажирокилометры и умножения полученного результата на десять;
- прибыль от пассажирских перевозок – это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщиками и т.п.;
- рентабельность пассажирских перевозок. Измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше 50 руб., а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 50 руб.;
- производительность труда работников, занятых на пассажирских перевозках. Измеряется в пассажирокилометрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.
Показатели транспортной работы определяют преимущества и особенности вида транспорта. Одни показатели характеризуют возможности транспорта, другие позволяют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый вариант транспортного обслуживания. В работе железнодорожного транспорта все показатели использования подвижного состава взаимосвязаны, каждый имеет определенное влияние на результаты хозяйственной деятельности ждт. Главной проблемой в работе железной дороги является очень высокая стоимость эксплуатационных расходов, высокая себестоимость, большие капитальные вложения на сооружение постоянных и вспомогательных устройств, а также подъездных путей.
Экономически обоснованным является снижение эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.