Важным условием высокопроизводительной работы водителей является рациональная организация транспортного процесса, которая предусматривает выполнение основной задачи автомобильного транспорта и более полное удовлетворение потребностей заказчиков в перевозке грузов.
Организация труда водителей должна обеспечивать: четкую работу автотранспортных средств; безопасность перевозок грузов; соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приемов пищи; высокую производительность труда.
Организация работы водителей основывается на Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Министерства труда и социально развития РФ от 25.06.99 №16. Положение распространяется на всех воителей, работающих по трудовому договору, и индивидуальных предпринимателей независимо от организационной формы и ведомственной подчиненности организации кроме водителей, занятых на междугородних перевозках.
Водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени за месяц, исходя из 40-часовой продолжительности рабочего
времени в неделю. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителя можетустанавливаться не более 10 ч.
В состав рабочего времени водителя включается:
- время управления АТС (в течение смены не может превышать 9 ч; не более двух раз в неделю смена может быть увеличена до 10 ч, при суммарном времени управлении за две недели подряд не более 90 ч);
- время остановок на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии;
- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии (может ориентировочно приниматься 5 мин на каждый осмотр)
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов;
- время простоев не по вине водителя;
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы
на линии неисправностей.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч не позднее, чем через 4 ч после начала работы. Если продолжительность смены более 8 ч, предоставляется два перерыва.
Продолжительность междусменного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующую отдыху смену.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или следовать за ежедневным отдыхом и их продолжительность не должна быть менее 42 ч. При скользящих выходных число дней еженедельного отдыха не должно быть менее числа полных недель этого месяца.
Отпуск водителя предоставляется ежегодно в срок, предусмотренный графиком. Время явки на работу водителя и ее окончание устанавливается графиком сменности с учетом подготовительно-заключительного времени, которое включается в рабочее время водителя и предназначено для его предрейсового медицинского осмотра, и выполнения работ, включающих заправку автомобиля топливом, оформления путевых документов, прием и осмотр автомобиля, его пуск, а также постановку на место стоянки в конце смены. Если водитель не выехал на линию в установленное время из-за технической неисправности автомобиля или по другим уважительным причинам, время с момента явки его на работу до момента выезда на линию включается в рабочее время.