•появление тенденции к снижению объемов транзитных перевозок по отдельным видам грузов и в целом, по отдельным маршрутам перевозок, по типу подвижного состава, обусловленной перемещением грузопотока через альтернативные транспортные коридоры;
•увеличение объемов транзитных перевозок грузов по сравнению с предыдущим периодом за счет переориентации грузопотоков с альтернативных транспортных коридоров;
•возможности использования незадействованных или слабо задействованных транзитных маршрутов по железной дороге Республики Казахстан;
•предложения по привлечению дополнительного грузопотока по трансконтинентальным коридорам путем установления сквозных тарифных ставок с причастными к перевозке железными дорогами, портами, терминалами и т.п.;
•внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты или принятие новых, оказывающих влияние на грузопотоки и их стоимость;
•неблагоприятные конкурентные действия на международном транспортном рынке;
гарантированное выполнение объемов транзитных перевозок;
улучшение технических показателей казахстанской железной дороги [62, 63].
Для увеличения пропускной и провозной способности реализуются следующие проекты:
•Программа развития железнодорожной инфраструктуры западного региона на 2004-2006 гг.;
•Программа развития станции Достык и железнодорожного участка Актогай-Достык на 2004-2005 гг.;
•развитие пограничных станций.
Реализация программы развития западных участков позволяет увеличить пропускную способность транзитных участков Никельтау-Актау, Никельтау-Оазис и Аксарайская-Оазис.
Реализация программы развития участка Актогай-Достык и станции Достык направлена на увеличение пропускной способности станции Достык практически в 1,5 раза и способствует сокращению времени на технологическую обработку поездов на станции Достык. К 2006 году планируется рост пропускной способности погранперехода Достык-Алашанькоу до 12 млн. тонн.
Основными нефизическими барьерами на пути транзита являются:
•пересечение государственных границ;
•различие нормативно-законодательных баз государств, находящихся на пути грузопотоков.
В целях устранения негативного влияния этих барьеров на развитие транзита, проводится следующая работа.
В целях повышения транзитного потенциала Республики Казахстана и улучшения таможенного контроля за грузами с Таможенным комитетом Республики (ТК) Казахстан прорабатывается вопрос о признании АО "НК "КТЖ" гарантом перед ТК Республики Казахстан за обеспечение доставки товара от станции ввоза на таможенную территорию Республики Казахстан до станции вывоза с территории Республики Казахстан. При этом в качестве ДКД необходимо применять железнодорожную накладную. Документом, подтверждающим сдачу товара на сопредельную сторону, будет являться поездная передаточная ведомость, подписанная и заверенная календарными штемпелями сдающей и принимающей железными дорогами. Электронный контроль осуществления перевозки возможен на основе подключения к программному обеспечению железной дороги [64,65,66,67].
Для дальнейшего успешного развития транзитных перевозок проводится следующая работа: постоянное взаимодействие с таможенными органами для упрощения таможенных процедур, применение принципов гибкой тарифной политики, маркетинговых исследований, постоянное совершенствование условий перевозочного процесса. Кроме того, особое внимание уделяется скорости прохождения грузов и их сохранности.
Стратегия реализации всех указанных проектов сочетает в себе подходы, ориентированные в долгосрочной перспективе на развитие транспортной отрасли в целом, а в среднесрочной перспективе - на развитие отдельных коридоров, что позволяет устанавливать приоритеты развития инфраструктуры и концентрировать для их реализации финансовые средства и организационные усилия. Однако данное условие не достижимо без выполнения трех условий - законности, безопасности и доходности.
Три важных критерия способствуют внедрению рыночных правил и справедливой конкуренции с целью повышения эффективности рынка, нахождения наилучших решений для транспортировки. Развитие результативного сотрудничества по решению задач является необходимым условием достижения желаемого, как неизбежное будущее со стремительной экономической эволюцией евроазиатского региона.