Второй этап предусматривает строительство железнодорожного участка Актогай – государственная граница Туркменистана.
По предварительным оценкам, в результате реализации проекта ТКЖМ будут привлечены транзитные грузы из Китая и Юго-Восточной Азии, увеличится транспортировка нефти из западных регионов Казахстана и транзитом из России.
Преимущества проекта очевидны:
- использование европейского стандарта колеи на всем протяжении маршрута Достык - Горган (Иран) позволит применять бесперегрузочную технологию перевозок и как следствие сократить сроки доставки грузов;
- возможность привлечения нового транзитного грузопотока в сообщении Юго-Восточная Азия–Европа и Юго-Восточная Азия – Ближний Восток;
- сокращение количества участников перевозочного процесса;
- сокращение расстояния транспортировки грузов в сообщении Европа – Китай - Юго-Восточная Азия и обратно;
- дополнительный выход в Европу из Китая и Юго-Восточной Азии.
Строительство трансконтинентальной железнодорожной магистрали требует существенных капиталовложений. Учитывая международный характер проекта, рассматривается вариант его реализации путем создания международного консорциума. В настоящее время свою заинтересованность и поддержку проекту высказали Международный Союз Железных Дорог, грузоотправители и крупные транспортные компании США, Ирана и Турции.
Для привлечения частного капитала в данный проект, предполагается использовать опыт западных стран по применению концессионных механизмов в сфере создания и управления инфраструктурой.
Из широкого круга инфраструктурных концессий наиболее приемлемыми являются модели, в рамках которых предполагается реализация проекта за счет концессионера, после чего последний получает право на эксплуатацию объекта в течение срока, достаточного для окупаемости его инвестиций.
Ввод ТКЖМ по первичным оценкам позволит привлечь следующие грузопотоки:
•в транзитном сообщении до 35 млн. тонн, в экспортном сообщении до 20 млн. тонн;
•между странами Азии и Европы на общую сумму 7 млрд. долларов США в год;
•между Китаем, Ираном и Турцией (товары народного потребления, продукция машиностроения, стройматериалы, лесные грузы, удобрения) на общую сумму 2 млрд. долл. США в год;
•между Россией, Ближним Востоком и Китаем (нефть, продукция металлургической промышленности, стройматериалы, лесные грузы, удобрения) на общую сумму 1 млрд. долларов США в год.
В целях реализации проекта АО “Национальная компания “Қазақстан темір жолы” проведена следующая работа:
•Проведены переговоры с Министерством железных дорог КНР, Турецкой железной дорогой, Иранской железной дорогой, Международным союзом железных дорог;
•Проведены презентации проекта в Китае (Пекин, Гонконг), Великобритании, Иране, Турции и др. странах перед официальными представителями власти, финансовыми структурами, транспортными компаниями и предпринимателями;
•Во время проведения переговоров и презентаций проект получил поддержку;
•Ведется разработка технико-экономического обоснования строительства Трансказахстанской железнодорожной магистрали;
•Ведутся переговоры по финансированию проекта с потенциальными инвесторами;
•Проводятся правовая и экологическая экспертизы.
В декабре 2004 года завершено строительство новой железнодорожной линии Хромтау - Алтынсарин (402 км), которое является самым крупным проектом, осуществленным в области развития сети железных дорог независимого Казахстана. Данный проект завершен за 2 года вместо ранее запланированных 4,5 лет. Благодаря реализации этого проекта сформирована замкнутая сеть железных дорог страны, что позволит развивать новые транзитные транспортные коридоры в широтном направлении и расширить транзитные возможности порта Актау.
Строительство новой железнодорожной линии позволило сократить в два раза (на 2тыс. км) путь из Западной Сибири, Уральского региона России до морского порта Актау и далее на Иран по коридору “Север-Юг” к портам Индийского океана [59].