На балансе предприятия находится 62 единицы подвижного состава, в том числе автобусов 49, легковых а/м 4, грузовых 4, прочие (спец. АТС, прицепы и полуприцепы) 5.
Структура автомобильного парка предприятия представлена рисунком 1.4.1.
Рисунок 1.4.1 - Структура автомобильного парка предприятия
Как видно из рисунка, значительную долю парка предприятия занимают автобусы. В дипломном проекте рассматривается автобусный парк предприятия, который демонстрирует рисунок 1.4.2.
Рисунок 1.4.2 - Структура автобусного парка предприятия.
Как показывает рисунок, основу автобусного парка составляют модели ЛАЗ-695, ЛАЗ-699 и ПАЗ-3205, удельный вес которых в сумме равен 59%. Данные марки автобусов эксплуатируются предприятием на пригородных маршрутах, так как это преобладающий вид перевозок. Таким образом, 59% парка автобусов, находящихся в эксплуатации, составляют морально устаревшие модели с бензиновым двигателем и большими эксплуатационными затратами.
Таблица 1.4.2 – Структура автобусного парка по сроку службы
Срок службы |
Количество автобусов, ед. |
Удельный вес, % | |
От |
до | ||
0 |
2 |
1 |
6 |
2 |
4 |
0 |
0 |
4 |
6 |
1 |
6 |
6 |
8 |
0 |
0 |
8 |
10 |
1 |
6 |
10 |
12 |
3 |
19 |
12 |
14 |
9 |
57 |
>14 |
1 |
6 | |
ИТОГО |
16 |
100,0 |
Рисунок 1.4.3 - Структура автобусного парка по сроку службы
Таблица 1.4.3 - Структура автобусного парка по пробегу с начала эксплуатации
Пробег, тыс. км |
Количество, ед. |
Удельный вес, % |
до 400 |
3 |
6 |
до 500 |
5 |
10 |
до 600 |
14 |
30 |
до 700 |
12 |
24 |
свыше 700 |
14 |
30 |
ИТОГО |
49 |
100,0 |
Рисунок 1.4.4 - Структура автобусного парка по пробегу с начала эксплуатации
Рисунок 1.4.5 - Распределение автобусов по видам перевозок
Следует отметить, что срок службы автобусов, их пригодность к дальнейшей эксплуатации и уровень затрат на поддержание в технически исправном состоянии – это пробег. В среднем нормативный срок службы автобуса составляет порядка 500 тыс. км. После этого пробега резко увеличиваются эксплуатационные затраты, то есть автобус подлежит списанию.
Из проведенного анализа подвижного состава по пробегу выявили следующее: замене подлежат 23 единицы подвижного состава, в том числе по имеющейся структуре в зависимости от назначения (город, пригород, межгород) процентное соотношение выглядит следующим образом: городские автобусы - 13%, что составляет 3 автобуса, пригородные - 74% или 17 автобусов, междугородние – 13% или 3 автобуса.