Системой организации труда водителей называют комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителей и регламентирующих время, сменность их работы на маршруте и время отдыха. От принятой системы организации труда водителей на маршруте во многом зависит эффективность всего транспортного процесса. Поэтому важное значение имеет правильный выбор её для конкретных условий эксплуатации.
Практикой работы автотранспортных предприятий выработаны следующие основные формы организации труда автобусных бригад.
Строенная форма организации труда предусматривает обслуживание автобуса тремя водителями. Ежедневно на автобусе работают два водителя. После двух дней работы каждому водителю предоставляется выходной.
Полуторная форма организации труда характеризуется тем, что за двумя водителями закрепляют два автобуса для постоянной работы, а третий водитель является подменным: чередует свою работу на двух автобусах. После двух дней работы каждый водитель получает выходной день.
Опыт показал, что ни одна из форм организации труда, взятых в отдельности, не может полностью удовлетворить требования рационального использования автобусов в часы пик и в часы спада нагрузки. Наиболее рациональным является сочетание нескольких форм организации труда бригад водителей, с различной продолжительностью пребывания автобусов на линии. Длительность перерывов для отдыха водителей и приёма пищи предусматривается 30-60 мин и зависит от условий работы.
Строенную форму организации труда применяют на автобусных маршрутах, где требуется раннее начало и позднее окончание движения, а условия движения позволяют в допустимых пределах увеличить продолжительность работы сверх 7 часов.
Двухсполовинная форма организации труда характеризуется тем, что на двух автобусах работает пять водителей. Два водителя работают только на первом автобусе, два других на втором. Один водитель чередует свою работу на обоих автобусах. После четырёх дней работы каждый водитель получает выходной. Эта форма организации труда является преобладающей.
Графики работы водителей с учетом времени работы и отдыха составляют так, чтобы подвижной состав независимо от длительности его пребывания на линии и режима эксплуатации был закреплен за одной (постоянной) бригадой водителей.
Для выбора графика работы водителей, воспользуемся формулой определения числа рабочих смен.
Число рабочих смен [5]:
, (3.16)
где ФПЛ - плановый фонд рабочего времени;
tПЗ - подготовительно-заключительное время, ч.
ηсм = 167 / 7,9 = 21
Зная число рабочих смен, можно составить график работы водителей.
Для примера рассматривается апрель 2007 года, в котором 21 рабочий день. Но так как производство безостановочное, то берется 30 рабочих дней. Тогда на каждую единицу подвижного состава вырабатывается общий фонд рабочего времени.
Общий фонд рабочего времени, ч [5]:
(3.17)
Фобщ = 30 (7,9) = 237
Так как месячный баланс рабочего времени водителя колеблется от 170 до 180 часов, а общий фонд рабочего времени 237 часов, поэтому предлагается применить полуторную форму организации труда водителей, за двумя водителями закрепляют два автобуса для постоянной работы, а третий водитель является подменным: чередует свою работу на двух автобусах.