При наличии ступенчатой коробки передач передаточные числа на всех рабочих передачах могут выбираться из двух условий:
а) одинакового изменения крутящего момента двигателя и всех передачах - геометрический ряд передаточных чисел;
б) одинакового интервала измерения касательных сил тяги при работе трактора на различных передачах – арифметический ряд передаточных чисел.
При геометрическом ряде расчет основных (рабочих) скоростей трактора сводят к определению знаменателя геометрической прогрессии.
а) При переходе с высших рабочих передач на низшие сила тяги на крюке увеличивается с минимального до максимального(g <1).
б) При переходе с пониженных рабочих передач на повышенные силы тяги на крюке уменьшается с максимального значения до минимального(g >1).
Зная знаменатель геометрической прогрессии g и заданную скорость движения на высшей V2 или первой V1 передачах, определяют рабочие скорости на остальных передачах по формулам:
а) для g<1: км/ч
км/ч
км/ч
б) для g>1:
км/ч; км/ч
км/ч
Пониженные и транспортные скорости в геометрическую прогрессию не входят и принимаются согласно технологическому процессу.
При арифметическом ряде передаточных чисел расчёт основных (рабочих) скоростей трактора сводится к определению разности арифметической прогрессии:
а) при переходе с высших рабочих передач на низшие
б) при переходе с низших рабочих передач на высшие
где rк радиус качения ведущего колеса
; м
d наружный диаметр обода колеса d=51 дюйм.
b ширина профиля шины, b=9,5 дюймов.
коэффициент деформации шины ведущего колеса,
=0,846 м
Расчетный крутящий момент двигателя определяется по формуле:
где nен – номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1, nен=1650 мин-1
z – заданное число рабочих передач, z=4
а)
б)
Зная разность арифметической прогрессии da и скорость на высшей или низшей V2(V1) рабочих передачах, определяют рабочие скорости на остальных передачах по формулам:
а) при переходе с высших рабочих передач на низшие передачи.
б) при переходе с пониженных рабочих передач на повышенные.
…;
где
Высшая транспортная скорость в геометрическую или в арифметическую прогрессию не входят. Промежуточную транспортную скорость определяют как среднюю геометрическую величину между высшей транспортной и высшей скоростью основного рода по формуле:
Пониженные скорости так же не входят в геометрическую или арифметическую прогрессии. Величина этих скоростей принимается согласно технологическому процессу.
Окончательный ряд скоростей корректируется в соответствии с практическими возможностями подбора чисел зубьев шестерён коробки передач проектируемого трактора.