Расчет проведем на примере
диаметра шейки под подшипник чашек дифференциала. Остальные расчеты выполним с помощью созданной на компьютере программы.
В течение периода работы заднего моста диаметр шейки подвергается постепенному износу. Для определения теоретического ресурса диаметра шейки воспользуемся одним из наиболее длительных стендовых испытаний на безотказность по ГОСТ 14846-81 на режимах максимальной мощности проведенных на ЯМЗ. Режим испытания состоит из работы двигателя на максимальной мощности 95% и работая на холостом ходу 5%. Суммарная продолжительность испытаний – одна тысяча часов. Максимальная мощность двигателя ЯМЗ - 236 составляет 132, кВт. Для заднего моста автомобиля МАЗ – 5549 соответственно аналогичное значение.
Используя формулу 2, определим работу, совершаемую задним мостом за время испытаний:
AU = 3,6·106·132,4·0,95·1000 = 4,528·1011 Дж.
Из выражения 3 определим интенсивность износа диаметра шейки
UjCT =5/4,528·1011 = 1,1042·10-11 мкм/Дж.
На основании формулы 1 определим работу заднего моста, совершаемую до предельного износа диаметра шейки:
АРСТj = = 2,8979·1012 Дж.
Для диапазонов Кд = 6,15; 9,4; 14,6 (Ктр = 2,33; Ккл = 2,4 - const) рассчитаем значения удельной работы, совершаемой задним мостом при соответствующих сочетаниях ВВФ базовой модели АТС и модификации соответственно используя уравнения регрессии, приведенного
в источнике [1]:
ауб = 6,595 -0,42·Кд + 1,45·Ктр – 2,89·Ккл + 0,053·К2д – 0,024·К2тр + 0,805· К2кл + 0,021·Кд·Ктр + 0,018·Кд·Ккл – 0,05·Ктр·Ккл .
Кд = 6,15:
ауб1 = 6,595 -0,42·6,15 + 1,45·2,33 – 2,89·2,4 + 0,053·6,15·6,15 – 0,024·2,33·2,33 + 0,805·2,4· + 0,021·6,15·2,33 + 0,018·6,15·2,4 – 0,05·2,33·2,4 = 7,252598;
ауб2 = 6,595 -0,42·9,4 + 1,45·2,33 – 2,89·2,4 + 0,053·9,4·9,4 – 0,024·2,33·2,33 + 0,805·2,4· + 0,021·9,4·2,33 + 0,018·9,4·2,4 – 0,05·2,33·2,4 = 8,865508;
ауб3 = 6,595 -0,42·14,6 + 1,45·2,33 – 2,89·2,4 + 0,053·14,6·14,6 – 0,024·2,33·2,33 + 0,805·2,4· + 0,021·14,6·2,33 + 0,018·14,6·2,4 – 0,05·2,33·2,4 = 13,77498;
Теоретический ресурс работы диаметра шейки определим через следующее соотношение:
Тэji=Арстj/аусрi. (13)
Ттб1 = 2,8979·1012 /7,252598= 399,5769571 тыс. км;
Ттб2 = 2,8979·1012 / 8,865508 = 326,8815582тыс. км;
Ттб3 = 2,8979·1012/ 13,77498= 210,3792727тыс. км.
Эксплуатационный ресурс определим по формуле 10 (Сб = 0,43; 0,49; 0,7).
Тэб1 = 146,3704·0,43 = 171,8181тыс. км;
Тэб2 = 130,0281·0,49 = 160,172тыс. км;
Тэб3 =104,7592 ·0,7 = 147,2655тыс. км.
Таблица 1 – Результаты расчета ресурса диаметра шейки под подшипник чашек дифферинциала
Ресурс детали, 103 км МАЗ 5335 | |||
Кд |
Ттб |
Тэб |
Сб |
6,15 |
399,577 |
171,8181 |
0,43 |
9,4 |
326,8816 |
160,172 |
0,49 |
14,6 |
210,3793 |
147,2655 |
0,7 |