Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемых грузовладельцами.
При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления - выбор вида или видов транспорта, выбор определенных транспортных средств конкретного вида транспорта, выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза.
В целом на выбор способа транспортировки грузов влияет ряд объективных и субъективных условий, которые можно свести к нескольким основным позициям.
Таблица 1 - Основные условия выбора способа транспортировки
№ п\п |
Условия выбора |
Содержание |
1. |
Возможность |
Текущая - существующие виды транспорта в данном территориальном образовании Перспективная - будущее развитие транспортной сети в данном территориальном образовании |
2. |
Варианты |
Выбор транспортировки ограничен по различным причинам Выбор транспортировки практически неограничен |
3. |
Принципы |
Сопоставимость показателей по различным видам транспорта Степень информационности транспортных услуг |
4. |
Методы |
Полный учет сопоставляемых показателей Ограниченный учет сопоставляемых показателей |
5. |
Показатели |
Количественные показатели по видам транспорта Качественные показатели по видам транспорта |
6. |
Факторы |
Форма собственности транспортных средств Принятая система страхования грузов Варианты банковского обслуживания |
7. |
Критерии |
Экономические (стоимостные) показатели Натуральные показатели Технико-эксплуатационные характеристики |
Возможность выбора способа доставки грузов определяется существующими в конкретном территориальном образовании видами транспорта, которые потребители транспортных услуг имеют возможность выбирать. Соответственно учет затрат на перемещение груза в текущей возможности при выборе транспортных каналов товародвижения осуществляется по установленным в данном территориальном образовании тарифным платам за перевозки и другие услуги, включая сервисные. При перспективной возможности выбора способа транспортировки - будущего развития транспортной сети в данном территориальном образовании - учитываются приведенные эксплуатационно-строительные затраты.
Варианты по ограничению выбора способа транспортировки зависят от географических и производственных особенностей отдельных территориальных образований, например, массовая доставка грузов в отдаленные районы возможна, в основном, речным транспортом только в период навигации, а доставка угля на тепловые электростанции или железорудного сырья на металлургические комбинаты осуществляются, как правило, по железным дорогам с использованием подъездных железнодорожных путей. Поэтому в приведенных вариантах выбор способа перевозки грузов существенно ограничен. Что касается мелкопартийных грузов, доставляемых потребителям в территориальных образованиях с развитой сетью путей сообщения, то выбор видов транспорта весьма широк - железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, воздушный транспорт.
Принципы выбора способа транспортировки включают в себя, прежде всего, сопоставимость затрат на перевозку по различным видам транспорта, которые возмещает потребитель транспортных услуг. При этом основные элементы транспортных затрат подразделяются на три группы: расходы, связанные с собственно перемещением грузов, в том числе расходы на выполнение начально-конечных и движенческих операций (Т); расходы, необходимые на осуществление погрузочно-разгрузочных или перегрузочных операций (Т); дополнительные расходы, связанные с потерями грузов, природоохранными мероприятиями, сервисным обслуживанием (Т).