Таблица 3 - Основные виды потерь в различных сферах деятельности
Материальное содержание потерь |
Причины возникновения потерь |
Направления устранения потерь |
Потери рабочего времени |
Неотработанное рабочее время - простои, невыполнение норм выработки |
Совершенствование организации производства и труда, повышение культуры производства |
Снижение отдачи средств труда |
Неполное использование средств труда по мощности и их недостаточная надежность |
Улучшение параметрической структуры орудий труда, техники и технологии производства |
Потери промежуточной и готовой продукции |
Повреждения продукции в процессе погрузочно-разгрузочных работ, при хранении и транспортировке |
Совершенствование характеристики подъемно-транспортного оборудования и организации складского хозяйства |
Снижение отдачи основных фондов |
Завышение веса изготавливаемого оборудования, неоптимальная структура производства орудий труда |
Оптимизация структуры производства орудий труда и технологической структуры оборудования и технических устройств |
Неполное использование трудовых ресурсов |
Несоответствие профессиональной подготовки кадров современным требованиям производственно-хозяйственной деятельности |
Пересмотр политики, направлений, квалификационной структуры и качества подготовки кадров |
Временная или длительная нетрудоспособность |
Производственные травмы, прочие заболевания, недостатки сферы услуг |
Улучшение охраны труда и техники безопасности, здравоохранения и профилактики заболеваемости |
Проблемы ликвидации потерь, экономии и рационального использования ресурсов в логистических цепях актуальны и носят перманентный характер как на макроуровне, так и на микроуровне управления процессом товародвижения. С одной стороны, рост масштабов производства, например, увеличивает массу сырья, количество потребляемых основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также количество трудовых ресурсов, обеспечивающих процесс воспроизводства. С другой стороны, постепенное истощение полезных ископаемых и постоянно возникающие трудности при их добыче увеличивают стоимость сырья и материалов, входящих в промежуточный и конечный готовый продукт. Экономические, организационные, технические, технологические решения, от которых зависит снижение расхода всех видов ресурсов, не только неразрывно связаны с повышением качества обслуживания потребителей, но и подчинены ему. При этом структура логистических направлений ресурсосбережения имеет несколько составляющих.
Таблица 4 - Структура логистических направлений ресурсосбережения
№ п\п |
Составляющие оргструктуры |
Содержание направлений |
1. |
Основа |
Система управления, предмет управления, объект управления, уровни управления |
2. |
Элементы |
Подсистемы: материально-техническое снабжение; складское и тарное хозяйство, грузовые перевозки и тарифы; управление запасами, управление товародвижением в производственных процессах, сбытовая деятельность |
3. |
Сфера деятельности |
Материальное производство, строительство, торговля, обслуживание |
4. |
Субъекты хозяйствования |
Промышленные предприятия, строительные организации, торгово-посреднические организации, предприятия по оказанию услуг, государственные организации |
5. |
Факторы |
Развитие научно-технического прогресса, экономическое развитие |
6. |
Ресурсы |
Материальные, трудовые, топливно-энергетические, финансовые |
7. |
Связи |
Коммуникации: информационные системы и технологии |
8. |
Инструментарий |
Экономико-математические методы и модели, системный анализ |
9. |
Критерии оценки |
Качество обслуживания потребителей, величина экономии и рационального использования ресурсов, комплекс оценочных показателей |