Основные требования, предъявляемые к конструкции автомобиля могут быть разделены на следующие группы: производственные, эксплуатационные, требования конкурентоспособности, а так же социальные и законодательные требования.
Производственные требования – соответствие конструкции технологическим возможностям завода или передовым тенденциям перспективной технологии, минимальный расход материалов, минимальная трудоемкость, минимальная себестоимость.
Эксплуатационные требования – топливная экономичность, курсовая устойчивость, управляемость, маневренность, плавность хода, проходимость, надежность, технологичность обслуживания и ремонта, минимальная себестоимость транспортных работ.
Требования конкурентоспособности: обеспечение технического уровня, соответствующего современным международным требованиям; патентная чистота; обеспечение международного признания (омологация), соответствие специфическим требованиям стран–импортеров.
Социальные и законодательные требования: безопасность конструкции, высокие эргономические и экологические показатели; соответствие нормативным документам нашей страны и международных организаций.
Требования безопасности распространяются на активную, пассивную, послеававрийную и экологическую безопасность автомобиля:
Параметры безопасности регламентируются ГОСТами и требованиями ЕЭК ООН и требуют внимания в процессе, как конструирования, так и эксплуатации автомобиля.
Международными соглашениями и законодательствами стран к автомобилям предъявляются отдельные ограничения: по габаритным размерам, по полной массе одиночного автомобиля и автопоезда, по осевой нагрузке на дорогу. Эти ограничения должны учитываться при проектировании дорог и дорожных покрытий.
Регламентируются сроки службы и ресурс автомобиля в зависимости от условий эксплуатации.
К проектируемому автомобилю-самосвалу колесной формулой 4х2 предъявляются следующие требования:
-оптимальное сочетание скоростных и тяговых характеристик;
-прочность, надежность, долговечность и простота конструкции;
-минимальная собственная масса;
-обеспечение маневренности и устойчивости, а также удобство управления;
-низкий уровень звукового давления и вибрации в кабине автомобиля;
-простота обслуживания;
-возможность эксплуатации в различных дорожных и климатических условиях;
-максимальная скорость движения по шоссе 90 км/час;
-нижний предел максимальной скорости не менее 80 км/час;
-минимальная скорость 2 - 3 км/час;
-максимальный преодолеваемый подъем при полной нагрузке не менее 18 %;
-максимальный подъем для трогания с места при полной нагрузке не менее 12 % ;
-установившаяся скорость на затяжных подъемах величиной 3 % не менее 3 км не менее 35 км/час;
- замедление при торможении не менее 5,5 м/с ;
-наличие рабочей, запасной и стояночной тормозной систем;
-стояночная тормозная система должна надежно удерживать автомобиль
-минимальный расход топлива, масла, охлаждающей жидкости, смазочных материалов, рабочей жидкости;
-обеспечение активной и пассивной безопасности автомобиля;
-обеспечение сохранности грузов при движении или транспортировке автомобиля;
-минимальная стоимость и расходы на эксплуатацию автомобиля.
Кроме вышеперечисленного, конструкция автомобиля должна соответствовать “нормативным документам по безопасности автомобилей”.