4.1. Поправки Dmh к статическому моменту массы судна относительно основной плоскости на влияние свободной поверхности жидкого груза определена по справочному материалу для данного судна. В расчетную комбинацию включались цистерны с наибольшей поправкой Dmh независимо от степени их заполнения (полные или частично заполненные). В расчет не включались цистерны, удовлетворяющие условию Dmh £ 0,01 Dmin.
Поправки на влияние свободной поверхности жидкостей приведены в таблице 4.1.1.
Таблица 4.1.1 – Поправки на влияние свободной поверхности
Запасы и их размещение |
Шпангоуты |
Вместимость, т |
масса, т |
Поправка, Dmh, тм |
Моторное топливо 0,900 т/м3 | ||||
Междудонная цистерна №3 Л.Б. |
68¸95 |
209,0 |
209,0 |
1049 |
Междудонная цистерна №3 П.Б. |
68¸95 |
202,0 |
202,0 |
1049 |
Междудонная цистерна №7 П.Б. |
133¸149 |
66,0 |
63,2 |
66 |
Дизельное топливо 0,850 т/м3 | ||||
Междудонная цистерна №6 Л. Б. |
132¸151 |
69,0 |
50,4 |
74 |
СУММА |
2238 |
4.2. Характеристики начальной остойчивости судна в рейсе рассчитаны в таблице 4.2.1.
Таблица 4.2.1 – Расчет характеристик начальной остойчивости
Наименования величин |
Обозначения и формулы |
Значения величин | |
отход |
приход | ||
Водоизмещение, т |
D (из табл.3.5.1 и 3.5.2) |
13374 |
12819 |
Неисправленная аппликата ЦТ судна, м |
zg0 (из табл.3.5.1 и 3.5.2) |
5,98 |
6,18 |
Аппликата поперечного метацентра, м |
zm (из табл.3.6.1) |
8,52 |
8,55 |
Неисправленная метацентрическая высота, м |
h0 = zm – zg0 |
2,54 |
2,37 |
Поправка на влияние свободной поверхности, м |
Dz = SDmh / D |
0,17 |
0,17 |
Исправленная аппликата ЦТ судна, м |
zg = zg0 + Dz |
6,15 |
6,35 |
Исправленная метацентрическая высота, м |
h = h0 – Dz |
2,37 |
2,20 |
4.3. Для построения диаграмм статической остойчивости использованы кривые плеч остойчивости формы.
Расчет плеч статической и динамической остойчивости выполнен в таблицах 4.3.1 и 4.3.2.
Таблица 4.3.1 – Расчет плеч остойчивости судна на отход
Водоизмещение, D, т |
13374 | ||||||
Аппликата центра тяжести судна, Zgо, м |
5,98 | ||||||
Аппликата условного центра масс, Zм, м |
0,00 | ||||||
Исправленная аппликата центра тяжести судна, Zg’ = Zgо -Zм, м |
5,98 | ||||||
dq = 0,174 | |||||||
Угол крена, q° |
Плечо формы, lф, м |
sinq, рад. |
Zg’× sinq |
Плечо статической остойчивости l = lф – Zg’× sinq, м |
Интегральная сумма s (l) |
Плечо динамической остойчивости , м | |
0 |
0,00 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 | |
10 |
1,500 |
0,174 |
1,041 |
0,459 |
0,459 |
0,040 | |
20 |
3,030 |
0,342 |
2,045 |
0,985 |
1,904 |
0,166 | |
30 |
4,590 |
0,500 |
2,990 |
1,600 |
4,489 |
0,391 | |
40 |
6,000 |
0,643 |
3,845 |
2,155 |
8,244 |
0,717 | |
50 |
7,010 |
0,766 |
4,581 |
2,429 |
12,828 |
1,116 | |
60 |
7,640 |
0,866 |
5,179 |
2,461 |
17,718 |
1,541 | |
70 |
7,920 |
0,940 |
5,621 |
2,299 |
22,478 |
1,956 | |
80 |
7,900 |
0,985 |
5,890 |
2,010 |
26,787 |
2,330 | |
90 |
7,600 |
1,000 |
5,980 |
1,620 |
30,417 |
2,646 | |