Каждый вид работ планируется и выполняется в зависимости от фактического состояния пути по соответствию его требованиям надежности и безотказности в обеспечении безопасности движения поездов. Например, при неисправном состоянии пути достаточно выполнения работ только текущего содержания, направленных на поддержание этого состояния. В других случаях – для перевода пути из худшего состояния в лучшее – выполняются ремонтные работы.
Номенклатура и объемы работ, то есть состав каждого ремонта, а одновременно и технологические комплексы машин определяются его назначением.
Работы по техническому обслуживанию пути подразделяются на следующие виды:
- реконструкция железнодорожного пути (Р
);
- капитальный ремонт на новых материалах (Кн
);
- капитальный ремонт на старогодных материалах (Кс
);
- усиленный средний ремонт (УС
);
- средний ремонт пути (С
);
- сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов на новые и старогодные (РС
);
- усиленный подъемочный ремонт пути (УП
);
- подъемочный ремонт пути (П
);
- шлифовка рельсов (Ш
);
- планово-предупредительная выправка пути с применением машинизированных комплексов (В
);
- работы по текущему содержанию пути земляного полотна, инженерных и искусственных сооружений и др.
Капитальный ремонт пути на новых материалах предназначен для полного периодического обновления рельсошпальной решетки на путях 1 и 2 классов (стрелочных переводов на путях 1¸3 классов) и восстановления несущей способности балластной призмы, земляного полотна, включая основную площадку, а также восстановление водопропускной способности водоотводов и др.
Капитальный ремонт пути на новых материалах проводится при нормативной наработке пути после проведения реконструкции или предыдущего капитального ремонта на новых материалах с учетом его фактического состояния.
В состав капитального ремонта на новых материалах входят следующие основные виды работ:
- замена рельсошпальной решетки на новую решетку того же типа, в том числе с элементами более высокого технического уровня;
- замена стрелочных переводов на новые переводы того же типа, в том числе с элементами более высокого технического уровня;
- срезка и вывоз (при необходимости) наиболее загрязненного и изношенного верхнего слоя щебня толщиной 18¸20 см ниже подошвы шпалы;
- очистка щебеночной балластной призмы на нормированную глубину ниже подошвы шпал (0,4 м), с устройством (при необходимости) разделительного покрытия между очищенным щебнем и основной площадкой земляного полотна (поверхностью среза при очистке щебня);
- послойное формирование и уплотнение щебеночной балластной призмы;
- доведение балластной призмы до требуемых размеров;
- срезка обочин земляного полотна;
- выправка, подбивка и стабилизация пути с постановкой на проектные отметки в профиле;
- постановка пути на ось в плане и приведение длин переходных кривых и прямых вставок между смежными кривыми в соответствие с максимальными проектируемыми скоростями движения поездов;
- ликвидация, образовавшейся в процессе эксплуатации многорадиусности кривых;
- очистка и планировка водоотводов;