В настоящее время установился минимальный комплект обязательных для каждого транспортного средства светосигнальных приборов:
o дневные зодовые огни,
o указатели поворотов,
o сигнал торможения,
o габаритные огни,
o фонарь освещения номерного знака.
Дополнительная информативность — свойство автомобиля, позволяющее эксплуатировать его в условиях ограниченной видимости: ночью, в тумане и т. д. Она зависит от характеристик приборов системы освещения и других устройств (например, противотуманных фар), улучшающих восприятие водителем информации о дорожно - транспортной ситуации.
Кажется, что нет ничего проще стоп-сигнала. Но интенсивность его свечения не позволяет определить служебное или аварийное торможение производит впереди идущий автомобиль. Поэтому, начиная с 2000 года, конструкторы французской Peugeot стали оснащать свои автомобили модели 607 пульсирующими стоп-сигналами. Алгоритм пульсации зависит от конкретной ситуации, в том числе и от интенсивности торможения, и контролируется системой ESP и тормозным ассистентом. В ближайшее время такие фонари найдут себе применение на автомобилях Mercedes и BMW.
Большие надежды конструкторы возлагают на светодиоды. Они в сотни раз экономичнее и во столько же эффективнее обычных ламп накаливания. По данным специалистов, светодиоды вспыхивают на 0,2 с раньше газонаполненной лампы. В пересчете на пройденный путь до начала торможения это составит лишние 8 метров при скорости 120 км/ч.
К одним из основополагающих факторов информативности, как было сказано выше относится обзорность, поэтому остановимся на ней чуть подробнее.
В соответствии с техническим регламентом "обзорность" – это конструктивное свойство транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.
В ходе проектирования новых салонов или исследования существующих моделей автомобилей обзорность можно определить на основании анализа ряда параметров, которые в своей совокупности определяют обзорность с количественной и качественной стороны. Оценочными параметрами, как правило, являются угловые размеры конструктивных элементов остекления салонов, а также углы видимости с места водителя, величина которых определяется расположением элементов остекления относительно основных пространственных плоскостей, проведенных через точку положения глаз водителя.
В зависимости от степени влияния на условия зрительной работы водителя при управлении автомобилем параметры обзорности подразделяются:
o на основные
o и дополнительные.
Основными являются те параметры обзорности автомобиля, которые характеризуют условия видимости водителем важных объектов транспортной обстановки, обычно пространственно расположенных в направлении основного движения автомобиля:
· углы видимости в горизонтальной плоскости;
· в продольной вертикальной плоскости;
· в горизонтальной и продольной вертикальной плоскостях через очищаемую площадь ветрового стекла;
· угловые размеры стоек салона.
Дополнительными являются те параметры обзорности автомобиля, которые характеризуют условия видимости областей окружающего пространства, по своему положению не совпадающих с направлением основного движения автомобиля и обычно являющихся местом расположения объектов, содержащих дополнительную информацию о состоянии транспортной обстановки:
o углы видимости в горизонтальной плоскости (через боковые стекла салона);
o в поперечной вертикальной плоскости (через боковые стекла салона);
o в продольной вертикальной плоскости (через заднее стекло салона).
К дополнительным также относятся параметры, характеризующие условия видимости определенных областей окружающего пространства с помощью специальных оптических приспособлений, крепящихся к автомобилю (зеркала заднего вида и др.). В дальнейшем будут рассматриваться только основные параметры обзорности, так как влияние дополнительных параметров на оценку обзорности кабины автомобиля в целом, как показал анализ, незначительно и не является определяющим.