Для оценки экономической эффективности применения математических методов при разработке маршрутов необходимо сравнить работу автомобилей, работающих по плану, разработанному с помощью матрицы, с работой этих же автомобилей, работающих просто по маятниковым маршрутам. Рациональный метод планирования, то есть решение задачи маршрутизации перевозок, дает повышение коэффициента использования пробега и он будет больше 0,5 (в нашем случае он равен 0,54). При работе автомобилей только по маятниковым маршрутам – всегда будет ниже 0,5. На базе роста коэффициентов использования пробега проводится расчет экономической эффективности:
, (3.1)
где - себестоимость выполнения 1 км общего пробега (0,16-0,18 у.е.);
- коэффициент нерационального использования пробега;
- коэффициент рационального использования пробега;
- затраты на исследование, определяемые как сумма заработной платы за проделанную работу и затрат на использованные в процессе материалы:
. (3.2)
Месячную заработную плату определяем следующим образом:
, (3.3)
где - тарифная ставка 1-го разряда; - тарифный коэффициент специалиста.
Принимая
=350 000 руб.,
=1,8, П=0,3,
= 2 у.е.,
=22 дня,
=2 дня,
получим:
= 350 000∙1,8∙1,3=819 100 руб. или 273 у.е.
= (273/22)∙2+2 = 27 у.е.
Тогда =0,18∙(606/0,5-606/0,54)-27 = -10,84 у.е.
Таким образом экономический эффект от применения рациональных маршрутов состоит в освобождении денежной суммы в размере -10,84 у.е.
Этот показатель необходимо рассчитать отдельно для кольцевых маршрутов (затраты на исследование разделим на количество кольцевых маршрутов):
= 0,18∙(140/0,5-140/0,56)-27/3 = -3,6 у.е.
= 0,18∙(136/0,5-136/0,55)-27/3 = -4,5 у.е.
=0,18∙(144/0,5-144/0,56)-27/3 = -3,4 у.е.
Коэффициент использования пробега для безубыточного объема производства определяется по формуле:
, (3.4)
где - общие затраты, - доходная ставка на 1 км груженого пробега.
(3.5)
(3.6)
Собщ. = 0,18∙1133 = 204 у.е.; dгр ст. = 1133∙0,234/ 606 = 0,44 у.е.
βбезуб. = 204/(0,44∙1133) = 0,41
Для 1-го кольцевого маршрута:
Собщ. = 0,18∙248 = 44,64 у.е.;
dгр ст. = 0,234/ 0,56 = 0,42 у.е.
βбезуб. = 44,64/0,42∙248 = 0,43
Для 2-го кольцевого маршрута:
Собщ. = 0,18∙246 = 44,28 у.е.;
dгр ст. = 0,234/ 0,55 = 0,43 у.е.
βбезуб. = 44,28/0,43∙246 = 0,42
Для 3-го кольцевого маршрута:
Собщ. = 0,18∙259 = 46,62 у.е.;
dгр ст. = 0,234/ 0,56 = 0,42 у.е.
βбезуб. = 46,62/0,42∙259 = 0,43
Рентабельность перевозки определяется по формуле:
, (3.7)
где - затраты на перевозку;
(3.8)
(3.9)
dобщ.ст. = 1,3 · 0,18 = 0,234 у.е., dгр.ст. = 0,234 / 0,5 = 0,468 у.е.
Также необходимо рассчитать изменение рентабельности перевозок в результате рационализации маршрутов. На рациональных маршрутах груженый пробег остается таким же, а изменяется только общий пробег. Можно считать, что тарифная ставка 1 км груженого пробега также остается неизменной.