Реструктуризация железнодорожного транспорта Казахстана и ее влияние на развитие железнодорожных маршрутов
Страница 1

Транспорт » Перспективы развития международных перевозок в Республике Казахстан » Реструктуризация железнодорожного транспорта Казахстана и ее влияние на развитие железнодорожных маршрутов

Ключевое значение железных дорог для национальной экономики общеизвестно. Ежегодно за счет железнодорожного транспорта формируется значительная доля валового внутреннего продукта страны и налоговых поступлений в бюджет. На долю железных дорог приходится более 60% всего грузооборота и свыше 50% пассажирооборота республики. В железнодорожной отрасли занято более 90 тысяч человек, что составляет немалую часть трудоспособного населения страны. Железные дороги работают, поддерживая другие секторы экономики. Вышесказанное, а также стремление сделать железнодорожный транспорт Республики Казахстан еще более конкурентоспособным на рынке международных транспортных услуг, диктует особое отношение к железнодорожной отрасли страны.

Все последние годы отрасль косвенно субсидировала пользователей услуг железнодорожного транспорта. Рост тарифов на перевозки грузов значительно отставал от роста оптовых цен товаропроизводителей. Транспортная составляющая в цене продукции снизилась в два раза. Пассажирские перевозки, как и во всем мире, убыточны, но это социально значимый вид деятельности, и его надо развивать. В результате основные фонды в отрасли изношены в среднем на 56%. Полная восстановительная стоимость основных средств, выбывающих в течение последующих пяти лет, превышает 200 миллиардов тенге.

Данные обстоятельства вызывают насущную необходимость проведения соответствующих мероприятий в рамках осуществляемой реструктуризации железнодорожной отрасли, к тому же в условиях недостаточности собственных источников развития. Возможностей привлечь инвестиции, в том числе частные, нет, поскольку железнодорожная отрасль в ее нынешнем виде, несмотря на неплохие финансовые показатели, лишена условий и механизма привлечения внешних инвесторов. АО “НК “КТЖ” владеет огромной собственностью, однако не привлечь большие кредиты, гарантированно обеспеченные этой собственностью очень сложно.

Главным препятствием на пути поступательного развития системы железнодорожного транспорта сегодня стала сама структура организации, которая совмещает функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности. Такое совмещение безнадежно тормозит формирование рыночных отношений, конкурентной среды, столь необходимой для роста эффективности любого бизнеса.

Отличительной чертой реформирования железнодорожного транспорта является постепенность и поэтапность. Реализация реформ обеспечивает достижение стратегических целей государства, позволяет обеспечить устойчивость, стабильность и бесперебойность работы системы железнодорожного транспорта на протяжении всего периода преобразований, а также возможность корректировки действий в зависимости от промежуточных результатов.

В процессе реформирования железнодорожной отрасли в рамках реструктуризации условно можно выделить несколько этапов. Первый, подготовительный, начался в 1997 году и закончился к началу 2002 года. Учитывая сложившуюся кризисную ситуацию на железных дорогах в тот период, а также невозможность создания акционерного общества на базе убыточных предприятий было принято решения о создании Республиканского государственного предприятия и 31 января 1997 года Постановление Правительства Республики Казахстан путем слияния трех дорог было образовано РГП “Қазақстан темір жолы” [38].

В целях приведения имущественного комплекса в соответствии с Законом РК “Об естественных монополиях” [39] был начат длительный процесс отделения объектов социальной и непрофильной сферы деятельности, учреждений здравоохранения и отделов по снабжению населения потребительскими товарами посредством их передачи в коммунальную собственность или на приватизацию в территориальные комитеты государственного имущества и приватизации.

Таким образом первый этап включает в себя формирование законодательной и имущественной базы создаваемого акционерного общества “НК “Казахстан темир жолы”, разработку оптимальных механизмов управления производством и персоналом. В завершение первого этапа реформирования создано ЗАО "НК “КТЖ”. К нему и перешли функции хозяйствующего субъекта. Вместе с другими министерствами и ведомствами оно обеспечивало:

- проведение государственной политики на железнодорожном транспорте;

- лицензирование, сертификацию и стандартизацию;

- формирование и надзор за соблюдением нормативно-правовой базы;

- руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной;

- регулирование в области перевозок для государственных нужд;

- обеспечение защиты государственной тайны и т.п.

Кроме разделения функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью целью первого (подготовительного) этапа реформирования являлась подготовка к формированию самостоятельных структурных подразделений на базе отдельных видов хозяйственной деятельности.

Важнейшей задачей первого этапа реформирования является инвентаризация, в том числе, техническая, имущества предприятий для определения реальной стоимости активов ЗАО "НК “КТЖ”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Расчет уровня механизированного труда в общих трудозатратах
Общий уровень механизированного труда в общих трудозатратах в подразделении ТО (TP) рассчитывается по формуле: Ум = Умт +Умр, % (2.54) где Умт - уровень механизированного труда в общих трудозатратах, %; Умр - уровень механизировано-ручного труда в общих трудозатратах, %. Уровень механизированного т ...

Расчет расходов энергоресурсов на тягу поездов
По кривым Iэ(S) и t(S) подсчитывают расход энергии А/, затраченной электровозом на перемещение поезда по участку. Подсчет выполняется путем суммирования расходов энергии по всем отрезкам графика тока. А/=USIср*Dt/60*1000 (11.1) где U- напряжение на токоприемнике электровоза; Iср- среднее значение т ...

Теоретические аспекты транспортного обеспечения государства в условиях глобализации
Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики есть главное направление государственной политики, в целях успешной интеграции Казахстана в мировую экономику. На рубеже нового этапа социально-экономической модернизации Ка ...