Реструктуризация железнодорожного транспорта Казахстана и ее влияние на развитие железнодорожных маршрутов
Страница 4

Транспорт » Перспективы развития международных перевозок в Республике Казахстан » Реструктуризация железнодорожного транспорта Казахстана и ее влияние на развитие железнодорожных маршрутов

Можно говорить о значительной положительной тенденции в росте объемов перевозок основных грузов основываясь на анализе прежних лет и прогнозе на будущее. К примеру, грузооборот угля, начиная с 2001 г. возрастал в среднем на 3-5% в год на экспорт и на внутреннее потребление, (каменный уголь из-за своей низкой стоимости при высоких ценах на газ, нефть и нефтепродукты останется основным источником для выработки тепло- и электроэнергии в Республике Казахстан и Российской Федерации). Грузооборот по нефтепродуктам на железной дороге в данный период снижается на 5% в связи с вводом трубопроводной транспортировки. Перевозки руды железной и цветной растут каждый год в среднем на 4% на экспорт и внутри республики. Прогнозируется ежегодный рост перевозок черных металлов от 1 до 3% во всех видах сообщения. Динамика роста по строительным материалам оценивается около 3-4% в год во всех видах сообщения. Ежегодно во всех видах сообщения предполагается также рост объемов грузооборота по зерну и продуктам перемола от 1 до 4%, минеральным удобрениям - от 1 до 4%; рост объема грузооборота по прочим грузам - от З до 5%.

Анализ показывает, что в отрасли на фоне ежегодного роста промышленного производства в среднем в год на 5% и валовой продукции сельского хозяйства на 3,5% фактический рост перевозки грузов железнодорожным транспортом за период 1998-2001 гг. составил всего 2%, так как при этом значительно выросли показатели трубопроводного, морского и речного транспорта. Если же удастся увеличить казахстанское участие до десяти, то ежегодная прибыль страны от этого вида перевозок будет, как минимум, пять миллиардов долларов, что составляет очень солидные инвестиции в экономику, и чтобы добиться поставленной цели, необходимы прорывные проекты в виде новых транспортных коридоров “Западный Китай - Западная Европа” мультипликативный эффект которых очевиден уже сейчас. Это очень затратный и амбициозный проект с финансированием как из республиканского бюджета, так и с помощью внешних займов. Он пройдет через активные промышленные районы Китая, морские порты, Шелковый путь (юг-запад Казахстана), Россию, крупные европейские страны и позволит привлечь транспортные потоки из Центральной Азии. Завершение строительства намечается не ранее 2012 года.

Безусловно, осуществление проектов в рамках Транспортной стратегии послужит развитию транзитного потенциала и повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках. Так поистине прорывным можно считать план строительства железнодорожной линии Бейнеу-Жезказган, по которой (в том числе и с использованием морского порта Актау) в Россию, страны Европы и Ближнего Востока отправятся стратегические грузы - зерно, нефтепродукты, уголь, цемент, черный и цветной металл. По предварительным расчетам, при транспортировке АО “Корпорация “Казахмыс” цветных металлов на экспорт по маршруту Жезказган-Бейнеу стоимость доставки одной тонны продукции до границы снизится на 40 процентов.

Для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры Казахстана немаловажным является тот факт, что по прогнозам в целом существенно возрастут объемы отправляемых и принимаемых грузов. Вместе с тем, естественно, что инфраструктура должна развиваться, адекватно реагируя на качественно изменившиеся потребности экономики и населения.

В настоящее время основными конкурентами железнодорожной отрасли Казахстана являются железные дороги России и Узбекистана, а также автомобильный, трубопроводный, морской и авиационный транспорт.

Отсутствие сети железных дорог, ориентированных на межрегиональные связи сегодня является сдерживающим фактором экономики Казахстана. В ближайшее время АО “Национальная компания “Қазақстан темір жолы” предстоит реализовать ряд значимых и перспективных проектов. Основная цель - формирование замкнутой сети железных дорог РК, позволяющее оптимизировать перевозку грузов по кратчайшим маршрутам между регионами, ускорит их доставку за пределы Республики Казахстан [40], а также создает решающие предпосылки для развития мультимодальных перевозок через морской порт Актау, для выхода на мировой рынок. Транзитные грузопотоки мультимодальных перевозок представлены следующими видами грузов: руда, нефть, зерно, черные металлы. Казахстанские участки трансконтинентальных железнодорожных магистралей будут усилены и подготовлены к пропуску прогнозируемых грузопотоков, в том числе и транзитных. Формируется новый железнодорожный маршрут перевозки экспортных грузов из Казахстана до балтийских и черноморских портов, сокращающий затраты на транспортировку грузов, в среднем, на 25% по сравнению с существующими маршрутами (через Петропавловск и Тобол). За счет отмены процедур пограничного и таможенного контроля сократятся сроки доставки грузов. Проведенный анализ объемов перевозок основных грузов и направлений следования позволяет выделить основную номенклатуру решающих грузов, которые будут переключены на направление Арыстансор - Донское.

АО “Митталстил” экспортирует угольный концентрат в Румынию по маршруту Караганда - Тобол - Джурджулешты объемом 60 тыс. т. в месяц. данный груз может следовать по маршруту Караганда - Арыстансор - Донское - Озинки - Джурджулешты. Эта мера принесет двойную выгоду. Во первых, для грузоотправителя: стоимость перевозки со станции Караганда Угольная до станции Джурджулешты по существующему (Караганда - Тобол - Джурджулешты) составляет 34,51 у.е. за тонну без учета специальной ставки на перевозку угля через переход Тобол по территории России, а по новому маршруту составит 33,76 у.е. Во вторых, для КТЖ: перевозки грузов по территории Казахстана увеличатся на 1304 км, а плата увеличиться с 3,76 у.е. до 7,77 у.е. за тонну.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Организация основных работ по капитальному ремонту пути на примыкающем перегоне
Каждый вид работ планируется и выполняется в зависимости от фактического состояния пути по соответствию его требованиям надежности и безотказности в обеспечении безопасности движения поездов. Например, при неисправном состоянии пути достаточно выполнения работ только текущего содержания, направленн ...

Техника безопасности при ремонте кузова полувагона
Настоящая инструкция по охране труда предназначена для слесарей по ремонту подвижного состава, которые выполняют текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов. К работе по ремонту вагонов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный при поступлении на работу, а в дальнейшем периодическ ...

Заработная плата производственных рабочих
В фонд этой заработной платы включаются фонды основной и дополнительной заработной платы. Фонд основной заработной платы включает все виды оплаты труда за фактически проработанное время. В его состав входят : оплата по сдельным расценкам или тарифным ставкам, доплаты за работу в ночное время, выход ...