В перевозках сырой нефти существует экспортное направление Жана-Арка - Актау порт (147 тыс. т.), Жана-Арка - Махамбет (52 тыс. т.). Если переключить данные перевозки через новую железнодорожную линию Арыстансор - Донское, то расстояние сократится на 861 км.
С появлением новой железнодорожной ветки прогнозируются экспортные перевозки сырой нефти с Актюбинских месторождений в Китай через переход Достык - Алашанькоу. Нефтепродукгы с Атырауского НПЗ могуг перевозиться в северный и центральный регионы Казахстана, где постоянно наблюдается дефицит ГСМ.
Что касается остальных направлений перевозок, то они не могут считаться перспективными для строящейся линии, вследствие того, что экспорт казахстанской нефти ориентирован на Запад, а потребности внутреннего рынка обеспечиваются в основном магистральными трубопроводами.
Основными грузоотправителями цветной руды в Казахстане являются АО “Корпорация Казахмыс”, АО “Казцинк”, АО “УКТМК”, АО “Южполиметалл”.
Перевозки цветных металлов во внутреннем сообщении производятся в небольших количествах (в среднем 8-9 тыс. т. ежемесячно), это связано с отсутствием в Республике Казахстан промышленности вторичной обработки цветных металлов и по выпуску готовых изделий, поэтому не могут существенно повлиять на загрузку участка Арыстансор - Донское.
Внешними рынками сбыта цветных металлов являются страны Европы и Азии (Германия, Италия, Алжир, Турция, Китай).
С учетом использования новой ветки можно выделить следующие грузы и направления: - цинк экспортируется предприятием АО “Казцинк” по направлениям Защита - Озинки (71 тыс. т.), Защита - Аксарайская (68 тыс. т.). Новые направления Защита - Алтынсарино - Донское - Озинки, Защита - Алтынсарино - Донское - Аксарайская дают сокращение расстояния на 1123 км.
- медь экспортируется предприятием АО “Жезказганский горно-металлургический комбинат” по направлению Жезказган - Аксарайская. Новое направление Жезказган - Арыстансор - Донское - Аксарайская сократит расстояние перевозки на 861 км.
Данные направления выгодны и экономичны для производителей цветных металлов, но они соответственно повлекут сокращение доходов КТЖ.
Основными грузоотправителями железной руды в Казахстане являются АО ((ССГЕО” (ст. Железорудная), АО “Донской ГОК” (ст. Донское), ТОО “Оркен” (ст. Майлин, Каражал, Карагайлы), АО “Жайремский ГОК” (ст. Жомарт).
В сложившихся обстоятельствах только АО “Донской ГОК” может быть заинтересовано в использовании железнодорожной линии Арыстансор - Донское перевозящее хромовую руду по направлению донское Аксу-2 (919 тыс. т.) на предприятие “Аксуйский завод ферросплавов”. Расстояние перевозки от ст. донское до ст. Аксу-2 по существующему маршруту составляет 3447 км. При использовании нового направления расстояние сократится на 1877 км и составит 1570 км.
Основными производителями черных металлов и грузоотправителями являются АО “Митталстил”, АО ТНК “Феррохром” (в том числе Аксуский завод ферросплавов и Актюбинский завод хромовых соединений). Почти весь произведенный объем черных металлов (прокат х/к, г/к; жесть, ферросплавы) ориентирован на экспорт. АО “Митталстил” экспортирует свою продукцию более чем в 60 стран мира, при этом в Казахстане потребляется всего около 6% выпускаемой продукции. Если имеющиеся объемы перенаправить по новому направлению Жана-Аул - Арыстансор - Донское - Актау порт, то это приведет к сокращению расстояния на 1167 км и позволит увеличить объем экспорта.
Также черные металлы экспортируются в ЕС со ст. Аксу-2 предприятием “Аксуйский завод ферросплавов” через переход Тобол далее на порт Клайпеда в объеме 326 тыс. тонн и Калининград в объеме 117 тыс. тонн. Экспорт черных металлов рекомендуется переориентировать с перехода Тобол на переход Озинки с использованием направления Арыстансор - Донское. Для примера плата за перевозку на экспорт черных металлов по маршруту Аксу-2 - Тобол - Клайпеда составляет 81,99 у.е. за тонну, а с использованием предлагаемого маршрута Аксу-2 - Арыстансор - Донское, Озинки - Клайпеда он составит 69,04 у.е. за тонну. Причем плата по Территории РК вырастет с 8,69 у.е до 18,06 у.е за тонну.
Касаясь рынка сельскохозяйственной продукции, то основные перевозки зерна осуществляются с северного и центрального регионов Казахстана. Однако, следует отметить, что с 2001 года наметились тенденция переориентации казахстанского зерна с Российского рынка на Иран и страны Центральной Азии.
Вывоз зерна в Иран проводится через переход Ченгедьды (Узбекистан) далее на переход Сарахс (Иран). Новая ветка позволит использовать новое направление Кустанай - Арыстансор - Донское - Бейнеу - Сарахс. Расстояние транспортировки сократиться на 2162 км. Расстояние транспортировки на морской порт Актау сократиться на 2860 км, где с помощью терминала зерно переваливается и перевозится в Иран. Зерно также экспортируется в ЕС и страны Африки через Балтийские порты. Экспортные перевозки осуществляются через переход Тобол. Существует возможность переориентировать экспорт зерна на Озинки с использованием нового направления. Например, плати за перевозку по существующем маршруту Кустанай - Тобол - Мууга составляет 33,2 у.е. за тонну, а при использовании нового маршрута Кустанай - Арыстансор - Донское - Озинки - Мууга она составит 28,78 у.е. за тонну. Причем плата за перевозку по территории Казахстана увеличится на 4,18 у.е. за тонну (с 1,19 у.е. до 5,37 у.е).