Изменение маршрута следования принесет увеличение доходов КТЖ и увеличит конкурентоспособность казахстанской продукции [41, c.80]
Предполагается увеличение перевозок строительных грузов в западный регион, в связи с расширением добычи углеводородного сырья и с необходимостью строительства инфраструктуры нефтедобывающего комплекса и с вводом в эксплуатацию ветки Арыстансор - Донское.
Освоение новых месторождений железных, медных руд и бокситов в Актюбинской и Костанайской областях, увеличение объемов производства и реализации продукции. Переключение существующих грузопотоков экспортных перевозок на новую линию обеспечат прирост внутреннего валового продукта на уровне 200 млн, долларов США в год уже в первый период эксплуатации. Это подтверждается прогнозом увеличения перевозок сельхозпродукции, химических и минеральных удобрений, химикатов и прочих грузов из центрального и восточного регионов республики в западный. Строительство магистрали имеет и большое социальное значение, выражающееся, в частности, в создании новых рабочих мест [42]. Более 5 тыс., человек привлечены на строительство железнодорожной линии, 600 человек будут на постоянной основе обслуживать участок после ввода в эксплуатацию. В свою очередь, в перспективе, создания около 15 тыс, рабочих мест потребует освоение полезных ископаемых. Существенным является тот факт, что функционирование новой магистрали обеспечит заметный рост налоговых поступлений в республиканский и местный бюджеты. Железнодорожная ветвь – это новый импульс развитию отрасли, приблизить ее в 2015 году к мировым стандартам, позволит достичь высокого уровня конкурентоспособности через рост транзитного потенциала, развития транспортной инфраструктуры и прорыва транспортной изоляции Республики Казахстан [41, c.81]
Статистика роста экономики Казахстана в последние годы свидетельствует, что об увеличении объемов грузовых перевозок в 2004 году по казахстанской железной дороге на 3-4% по сравнению с 2003 г., в 2005 -2006 гг. Казахстан пережил настоящий производственный и финансовый бум, воплотившийся в росте объемов перевозок на 14%.
С 2004 г. произошел рост объемов перевозок по всем видам сообщений. Так, в экспортном сообщении рост объемов перевозок составил 12%, в импортном - 26%, в транзитном - 10%, во внутреннем сообщении - 15% (рисунок 1) [43]. В настоящее время компанией реализована Программа реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 гг. Рисунок 1 показывает, что значительное увеличение грузоперевозок приходится на период 2003-2004, и 2006 годы. Данные временные отрезки связаны с эффективностью проведения реструктуризации, а именно положительное изменение таких факторных показателей, как реформа в менеджменте организации, в инвестиционной и инновационной политиках, в лицензировании, сертификации, в формировании и надзоре за соблюдением нормативно-правовой базы; формирование конкурентной среды в предоставлении услуг локомотивной тяги, развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок; создание нескольких конкурирующих между собой вертикально интегрированных железнодорожных компаний и т.д.
Рисунок 1 - Динамика железнодорожных перевозок грузов АО "НК "Казакстан темiр жолы", в %
Таким образом, мероприятия, проводимые в рамках реструктуризации, предполагают достижение максимальной прозрачности деятельности железнодорожной отрасли при сохранении контроля государства над магистральной железнодорожной сетью.
Ожидается повышение эффективности деятельности всех предприятий железнодорожного транспорта за счёт позитивного влияния конкуренции и частных инвестиций.
Успехи компании не остались незамеченными международными экспертами: международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг "Қазақстан темір жолы"” с "ВВ" до "ВВ+".
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что авторитетным в финансовом мире изданием TRADE FINANCE соглашение, подписанное в конце 2003 г. АО “Национальная компания "Қазақстан темір жолы"” с АБН-Амро-банком было признана лучшей финансовой сделкой в мире в 2003 году. После тщательного анализа финансового состояния и перспектив развития АО “Национальная компания "Қазақстан темір жолы"” Эксимбанк США предоставил конечное обязательство по гарантированию займа без гарантии правительства Республики Казахстан.
Всего в 2004-2006 годы в железнодорожную отрасль инвестировано около 1,1 млрд. долларов США, в том числе за счет собственных средств - более 900 млн. долларов США, заемных - 201 млн. долларов США. Для сравнения, объем инвестиций в этот сектор в 2001 году составлял лишь 118 млн. долларов США [44].
Эксплуатационная длина сети казахстанских железных дорог в настоящее время составляет 13597,1 км. Из них 34,6% участков являются двухпутными, электрифицировано – 29,4% путей, 73,5% участков оборудовано устройствами автоблокировки.