Интеграции Республики Казахстан в глобальную и региональную транспортно-коммуникационную систему и развитию на этой основе транзитного потенциала страны способствует её активная и целенаправленная международная деятельность. Так, привлекательным выглядит получение Казахстаном статуса ассоциированного члена Европейской Конференции министров транспорта (ЕКМТ). Казахстан в данной организации может быть представлен наблюдателями на всех собраниях Совета или Комитета ЕКМТ. Это позволит нашей стране участвовать в процедурах Конференции, позволяющих принимать эффективные меры для координации и рационализации Европейского внутреннего транспорта международного значения.
Интересными представляются предложения Управления авиации и международного сотрудничества и Федеральной железнодорожной администрации Министерства транспорта США о возобновлении переговоров по соглашению «Открытые небеса», инициировании совместных проектов по продвижению РК в качестве регионального транспортно-транзитного центра (совместно с Международным союзом железных дорог - штаб-квартира в г. Париже). По мнению американских экспертов, участие в работе МСЖД позволит продвинуть инициативы Казахстана и определить потенциальные проекты и маршруты транспортных коридоров по направлению Запад-Восток. Особенно в контексте нового международного проекта «Транспортные пути Восток-Запад - Северная альтернатива», направленного на создание интермодального транспортного коридора, соединяющего Северную Америку и Центральную Азию по океану через норвежский порт Норвик, а по железной дороге - через Восточную Европу и Азию.
Возрождение «Великого Шелкового пути» как экономического коридора считается одним из важных средств, способствующих экономическому развитию Центральной Азии и КНР. В этой связи Программа Развития ООН начала реализовывать региональный проект «Программа развития региона Великого Шелкового пути: построение институциональных возможностей для регионального сотрудничества и развития». Ее цель - содействие региональному сотрудничеству и развитию в субрегионе, в частности, для оживления региональной торговли в Центральной Азии с участием КНР. Казахстан является соучастником реализации Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА) инициированной Президентом РК Н. А. Назарбаевым в 1997 г. Она нацелена на содействие государствам Центральной Азии в углублении взаимного сотрудничества, стимулировании экономического развития и их интеграции в экономику стран Европы и Азии. Одним из приоритетных направлений сотрудничества в рамках СПЕКА является развитие транспортной инфраструктуры и упрощение процедур пересечения государственных границ товарами, услугами и людьми. Была поддержана инициатива нашей страны государствами-членами ООН, которые единогласно проголосовали в декабре 2002 г. за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «Подготовка к Международной конференции министров по вопросу о сотрудничестве в области транзитного транспорта». Конференция состоялась 28 - 29 августа 2003 г в г. Алматы. На Конференции были обсуждены вопросы развития внешней торговли, определены приоритеты в деятельности стран по содействию транзиту. Конференция выработала Программу действий па глобальном уровне с участием Европейской Экономической Комиссии ООН, Экономической и Социальной Комиссии ООН для Азии и Тихого Океана, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, Азиатского Банка Развития и других международных и региональных организаций и банков. Значительным транзитным потенциалом располагает территория СНГ. Казахстанская сторона проводит в рамках СНГ значительную работу направленную на повышение транзитной привлекательности РК, проведение согласованной тарифной политики, унификацию нормативной и правовой базы, диверсификацию движения пассажиров, товаров, услуг и информации, развитие транспортно-коммуникационных сетей. По экспертным данным, основные грузопотоки будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Юго-Восточная Азия и Китай. Стоимость перевозок между этими регионами оценивается в 250 миллиардов долларов. Государства СНГ обязаны согласованно и эффективно использовать свой транзитный потенциал и исторический шанс. Главы Центральноазиатских Республик договорились о создании международного транспортного консорциума для реализации общих проектов.