Большая работа в этом направлении проводится в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). для сведения, в Сообществе - на долю железнодорожного транспорта приходится до 80% грузовых и 45% пассажирских перевозок. Интеграционное взаимодействие государств-членов Евразийского экономического сообщества в данной сфере направлено на проведение согласованной политики в области развития железнодорожного транспорте, снижение транспортной составляющей в стоимости перевозимых грузов, что в конечном итоге создает условия для устойчивого роста национальных экономик.
К позитивным моментам интеграции в области железнодорожного транспорта государств-членов ЕврАзЭС можно отнести сохранение ими единого технико-технологического режима работы. На железных дорогах применяются единые положения Правил технической эксплуатации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе. Созданы и функционируют автоматизированный банк данных грузовых вагонов и контейнеров, приняты Правила эксплуатации, учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств. Ежегодно ведется разработка графика движения и плана формирования поездов в международном сообщении. Соответственно приняты ряд постановлений регулирующих деятельность транспорта на пространстве «ЕврАзЭС» [89,90].
В то же время в вопросе сотрудничества на железнодорожном транспорте имеется ряд серьезных проблем, решение которых способствовало бы стимулированию развития реального сектора национальных экономик и активизации экономических и хозяйственных связей между государствами Сообщества. Речь, прежде всего, идет о согласованной тарифной политике, способной обеспечить более высокую загрузку железнодорожных магистралей. Сохранение высоких тарифов в межгосударственном сообщении, по сравнению с внутригосударственными тарифами, препятствует увеличению товарооборота не только между государствами ЕврАзЭС, но и с третьими странами.
Таким образом, международные отношения, возникающие в сфере налаживания интеграционных процессов в транспортной области, в частности на железной дороге, дают основание говорить международных правовых параметрах вхождения Казахстана в мировую транспортную сеть.
Следует отметить, формирование единой транспортной политики, а на ее основе единого транспортного пространства и транспортной системы позволит решить и политические, и экономические, и социальные задачи. Основными составляющими проведения согласованной политики и транспортной интеграции могли бы стать:
- согласованное государственное регулирование транспортной деятельности и формирование общей транспортной системы;
- разработка и унификация транспортно-хозяйственного законодательства;
- совместные программы развития транспортных систем; использование транспортно-транзитного потенциала;
- взаимовыгодная специализация и кооперация в транспортном машиностроении.