Пассажирский транспорт работает по расписанию, которое опирается на установленные целесообразные, приемлемые и выполнимые нормы скоростей движения и времени простоев на остановках. Особенностью работы по расписанию является отсутствие у водителей возможности самостоятельно изменять время рейса и оборота. Недостаток времени на движение автобуса по маршруту вызывает нерегулярность работы и снижение безопасности поездки, а излишек времени уменьшает производительность работы автобуса и увеличивает время поездки пассажиров. Правильно установленная скорость движения способствует эффективному использованию автобусов на маршруте. Практически в основе всех эксплуатационных расчетов лежит показатель скорости, которая, в свою очередь, зависит от ряда факторов: конструкции автобуса; дорожных условий и особенностей маршрута; интенсивности движения; пассажиронапряженности маршрута; климатических и метеорологических условий; мастерства водителя. Учесть их влияние можно только при нормировании скоростей движения с учетом конкретных условий.
Нормирование скорости производится по рейсам.
Рейс – это движение автобуса по маршруту в одном направлении от одного конечного пункта до другого. Пробег автобуса по маршруту в обоих направлениях считается оборотным рейсом.
Время оборотного рейса складывается из [8]:
Tо = tдв + tп+ tк,, (3.1.1)
где tдв - суммарное время движения автобусов по маршруту и время задержек, (вынужденных остановок) в пути по условиям уличного движения, мин;
tп - суммарное время остановок автобуса на промежуточных остановочных пунктах, мин;
tк - суммарное время стоянок автобусов на конечных остановочных пунктах, мин.
Время рейса определяется методом хронометражных наблюдений за движением их по маршруту в сложившейся обстановке.
При проведении хронометражных наблюдений за движением автобусов и определения фактического времени, затрачиваемого автобусом на рейс по определенному маршруту, следует уделить особое внимание на дорожные условия маршрута, состояние дорожного покрытия, расположения остановочных и конечных пунктов и особенности проезда к ним, характер перекрестков как регулируемых, так и нерегулируемых, участки маршрута с наиболее интенсивным движением. На основании полученных данных определяем время пробега по маршруту и время простоя на конечных пунктах, а также организацию новой формы перевозки пассажиров по маршруту.
С целью ускорения доставки пассажиров на пригородном маршруте №106 Дивногорск-Красноярск в часы «пик» предлагается перевести один рейс с обычного на скоростной режим движения. При скоростном режиме движения автобус будет останавливаться на одной промежуточной остановке «Станция «Енисей»». Это позволит сократить время поездки пассажиров, улучшить качество и комфортабельность предоставляемой услуги, увеличить эксплуатационную и техническую скорости.
Техническая скорость – это отношение пройденного автобусом пути ко времени, затрачиваемому на движение между остановочными пунктами. Во время движения включается фактическое время движения автобусов и время задержек вынужденных остановок в пути по условиям уличного движения.
Vт = 60 Lм / tдв, (3.1.2)
где: Lм – длина маршрута, км;
tдв – время движения за оборот, мин;
60 – переводной коэффициент из минут в часы.
Скорость сообщения – отношение пройденного автобусом пути к суммарному времени, затрачиваемому на движение и остановок на промежуточных пунктах маршрута.
Vс = 60 Lм / (tдв + tп), (3.1.3)
Суммарное время простоя на всех промежуточных остановках:
tп = (0,05 – 0,10) tдв (3.1.4)
Одним из основных показателей использования автобусов является эксплуатационная скорость на маршруте.
Vэ = 60 Lм / То, (3.1.5)
где: Lм – длина маршрута;
То – время оборотного рейса.
Производятся расчеты по выше представленным формулам, данные расчета заносятся в таблицу 3.1.