водоизмещение судно остойчивость прочность
5.1. Проверка остойчивости с помощью диаграммы предельных моментов из Информации об остойчивости судна выполнена в таблице 5.1.1.
Таблица 5.1.1 – Проверка остойчивости по графику предельных моментов
Наименования величин |
Обозначения и формулы |
Значения величин | |
отход |
приход | ||
Водоизмещение, т |
D (из табл.3.5.1 и 3.5.2) |
13374 |
12819 |
Момент относительно основной плоскости, тм |
Мz (из табл.3.5.1 и 3.5.2) |
80028,7 |
79264,7 |
Момент для перехода к плоскости отсчета, тм |
DM = D z0, (z0 = 8,0 м) |
3760 |
3320 |
Момент относительно плоскости отсчета, тм |
Mzo 0 = Mz – DM |
76269 |
75945 |
Поправочный момент, тм |
SDmh (из табл.4.1.1) |
2238 |
2238 |
Исправленный момент, тм |
Mzo = Mzo 0 + SDmh |
78507 |
78183 |
Предельный момент, тм |
Mпр (по графику) |
4000 |
3010 |
Разность моментов, тм |
D = Mzo – Mпр |
74507 |
75173 |
Значения разности моментов показывают, что остойчивость судна удовлетворяет требованиям Информации.
5.2. Нормируемые параметры остойчивости рассчитаны в таблице 5.2.1.
Таблица 5.2.1 – Расчеты нормируемых параметров остойчивости
Наименования величин |
Обозначения и формулы |
Значения величин | |
отход |
приход | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Водоизмещение массовое, т |
D (из табл.3.5.1 и 3.5.2) |
13374 |
12819 |
Осадка судна, м |
T (из табл. 3.6.1) |
7,05 |
6,77 |
Угол входа палубы в воду, ° |
qd = arctg(2 (H – T) / B) |
25,7 |
26,9 |
Площадь парусности судна, м2 |
Aп (по схеме отсеков) |
1513 |
1552 |
Аппликата центра парусности, м |
zп (по схеме отсеков) |
11,53 |
11,39 |
Плечо парусности при постоянном ветре, м |
zпc = zп – T/2 |
8,01 |
8,01 |
Кренящее плечо давления ветра, м |
lw1=504 Aпzпc/(1000gD) |
0,047 |
0,050 |
Кренящее плечо порыва ветра, м |
lw2 = 1,5 lw1 |
0,070 |
0,075 |
Отношение ширины к осадке |
B/T |
2,92 |
3,04 |
Безразмерный множитель |
X1 (из табл. Правил) |
0,91 |
0,89 |
Коэффициент |
k (из табл. Правил) |
1,09 |
1,07 |
Коэффициент общей полноты |
d (из табл. 3.6.1) |
0,660 |
0,661 |
Безразмерный множитель |
X2 (из табл. Правил) |
0,98 |
0,98 |
Относительная площадь скуловых килей, % |
100 Aк /(LB) |
1,50 | |
Поправочный коэффициент |
k (из табл. Правил) |
0,95 | |
Коэффициент капитанской формулы |
c = 0,373 + 0,023 B/T - - 0,043 L/100 |
0,380 |
0,383 |
Период бортовой качки, с |
T = 2 c B / |
9,84 |
10,3 |
Коэффициент |
S (из табл. Правил) |
0,080 |
0,078 |
Коэффициент |
r = 0,73 + 0,6 (zg – T) / T |
0,639 |
0,678 |
Амплитуда качки, ° |
qr = 109 k X1 X2 |
20,9 |
20,8 |
Угол крена от постоянного ветра, ° |
q0 = 57,3 lw1 / h |
1,1 |
1,3 |
Угол наклонения при качке навстречу ветру,º |
q1 = qr – q0 |
19,8 |
19,5 |
Плечо динам. остойч. при крене 1, м рад |
d1 (из табл.4.3.1 и 4.3.2) |
0,163 |
0,140 |
Угол установивш. крена от порыва ветра, º |
q2 = 57,3 lw2 / h |
1,7 |
2,0 |
Плечо дин. остойчив. при крене 2, м рад |
d2 = h (1 – cosq2) |
0,001 |
0,001 |
Плечо дин. остойчив. при крене 50º, м рад |
d50 (из табл.4.3.1 и 4.3.2) |
1,116 |
1,063 |
Площадь "a" диаграммы, м рад |
a=d1+(q1+q2)/57,3 lw2-d2 |
0,189 |
0,168 |
Площадь "b" диаграммы, м рад |
b=d50-(50-q2)/57,3 lw2-d2 |
1,058 |
1,001 |
Критерий погоды |
K = b / a |
5,60 |
5,96 |
Параметр |
/ B |
0,077 |
0,075 |
Расчетное ускорение (в долях g) |
aрасч=0,0105(h0/c2/B)kqr |
0,204 |
0,183 |
Критерий ускорения |
K* = 0,3 / aрасч |
1,47 |
1,64 |