Ответственность по договору международной автоперевозки грузов
Страница 1

Транспорт » Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов » Ответственность по договору международной автоперевозки грузов

Основополагающее правило, касающееся ответственности перевозчика сформулировано следующим образом: перевозчик несёт ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, происшедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке.

Момент приема груза определяется по дате в накладной. Момент выдачи груза определяется датой в накладной, проставленной во втором ее экземпляре получателем при приеме им груза. Состояние груза в момент приема груза к перевозке и в момент его выдачи получателю определяется:

наличием или отсутствием в накладной мотивированных оговорок, сделанных соответственно перевозчиком и получателем;

признанием этих оговорок, соответственно, отправителем и перевозчиком;

содержанием претензии получателя, поданной в установленные сроки.

В законодательстве Республики Беларусь названы обстоятельства, при которых перевозчик освобождается от ответственности в случае утраты, повреждения груза, просрочки в его доставке. Такими обстоятельствами являются:

- наличие вины заявителя требования (В качестве примера можно привести ненадлежащие действия отправителя или получателя в случаях, когда погрузка, выгрузка, крепление груза производились соответственно отправителем или получателем.);

- вследствие инструкции заявителя требования, не вызванной виной перевозчика;

- дефект, свойственный грузу (например, естественные свойства груза в результате которых возможно ржавление, самовозгорание, появление насекомых, химическая реакция с тарой или упаковкой и т.п.);

- обстоятельства, которые перевозчик не мог избегнуть и последствия которых не мог предотвратить, т.е. форс-мажорные обстоятельства под которыми, как правило, понимаются стихийные бедствия, пожары, запрет экспорта или импорта, бандитские действия, военные действия, забастовки, конфискационные действия властей и подобные обстоятельства, которые лежат вне разумного контроля сторон договора.

В случае полной или частичной утраты, повреждения, порчи груза или при просрочке в его доставке априори виновен перевозчик, поэтому бремя доказывания своей невиновности лежит именно на нем.

Кроме вышеперечисленного нормативными документами предусмотрен перечень конкретных рисков, при ссылке на которые перевозчик может быть освобождён от ответственности, если докажет, что хотя бы один из этих рисков явился причиной повреждения, порчи или утраты груза.

Среди прочего такими рисками являются:

использование открытых брезентовых транспортных средств, если такое использование было специально согласовано сторонами;

недостаточность или неудовлетворительность маркировки или нумерации грузовых мест;

естественные свойства некоторых грузов, вследствие которых они подвержены полной или частичной утрате или повреждению, в частности, вследствие боя, коррозии, самопроизвольного гниения, усушки, нормальной усадки или воздействия паразитов и грызунов;

обработка, погрузка, укладка или выгрузка груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя; и др.

При всех вышеназванных обстоятельствах следует учитывать одну важнейшую особенность. В случае если перевозчик не сможет доказать полное отсутствие своей вины, он будет обязан возместить ту часть ущерба, которая произошла по его вине.

Обстоятельствами, при которых перевозчик не освобождается от ответственности, являются:

дефект транспортного средства, которое используется перевозчиком;

вина лица, у которого автомобиль был взят в аренду или агентов и служащих последнего.

При повреждении, порче, полной или частичной утрате груза, а также при нарушении сроков его доставки, перевозчик не может ссылаться нормы законодательства, ограничивающие или исключающие его ответственность, если не докажет, что к моменту начала рейса эксплуатируемое им транспортное средство находилось в технически исправном состоянии.

Страницы: 1 2 3

Рекомендации по технической эксплуатации якорного устройства
Согласно правилам [4] якорное устройство судна должно удовлетворять требованиям ПРРР и обеспечивать при любых условиях плавания быструю отдачу и подъём якорей и надёжную стоянку на них судна, а якорное устройство в период эксплуатации судна должно быть всегда готово к действию. При осмотрах якорног ...

Оценка пожароопасной обстановки в чс
Тяжелые последствия для населенных пунктов, промышленных производств, экипажей и судов речного, морского флота оказывают чрезвычайные ситуации (ЧС), связанные с пожарами. Они наносят огромный материальный ущерб экономике, гибнут и получают травмы сотни, тысячи людей, губительно воздействуют на сост ...

Особенности управления складской логистикой
Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для хранения и внутрискладской обработки поступивших товаров, от приема на хранение до подготовки к реализации и отпуска потребителю. Назначение их может быть разным. Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходны ...