Особого внимания заслуживает вопрос просрочки в доставке груза. Считается, что имела место просрочка в доставке, если:
-груз не был доставлен в согласованный срок (Конкретный срок доставки обычно указывается в накладной и договоре.)
-в отсутствии согласованного срока фактическая продолжительность перевозки с учётом её конкретных обстоятельств не превышает время, которое разумно должно бы быть предоставлено добросовестному перевозчику. Как указывается в литературе, «… для того чтобы определить, доставил перевозчик груз вовремя или нет, необходимо установить, какое время следует признать разумным для выполнения конкретной перевозки по конкретному маршруту в конкретных обстоятельствах. Для этого учитываются кратчайшее расстояние перевозки, норматив суточного пробега, наличие очередей на пограничных переходах, криминальная обстановка на маршруте доставки, ремонт и временное закрытие определенных участков дорог, влияние атмосферных явлений на состояние дорожного покрытия и тому подобное».
Кроме указанных случаев при осуществлении перевозок грузов может наступить ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий с участием транспортного средства, осуществляемого перевозку.
Согласно законодательству Республики Беларусь при осуществлении международных автоперевозок владелец транспортного средства до выезда из Республики Беларусь должен заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на весь период использования транспортного средства за границей, но не менее чем на 15 дней. Заключение такого договора является обязательным условием осуществление международной перевозки грузов и регулируется на территории Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 N 530 «О страховой деятельности» и Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования».
Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы перевозки стали неотъемлемой частью развития экономики во многих странах. Большое значение в настоящее время приобретают договоры автомобильной перевозки грузов, заключение которых обусловлено развитием сотрудничества в разных сферах хозяйственной жизни. Этим предопределяется необходимость надлежащего правового обеспечения эффективной деятельности по перевозке грузов.
В Республике Беларусь принят ряд важных нормативных актов, направленных на устранение различного рода барьеров при выполнении перевозок, улучшение транзита по территории страны. Республика Беларусь присоединилась к 14 основным международным Конвенциям и Соглашениям ЕЭК ООН в области автотранспорта, внесены предложения по присоединению еще к четырем.
В работе рассмотрены различные точки зрения, изложенные в зарубежной и отечественной юридической литературе, относительно правовой природы договора автомобильной перевозки грузов, определены признаки, которые отличают такой договор от договора перевозки груза внутри государства. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что главным признаком международного перевозочного правоотношения является наличие в нем «иностранного элемента», представленного в форме соответствующего транспортного сообщения между государствами. Вместе с этим «иностранным элементом» не обязательно должен являться пункт назначения, который находиться на территории другого государства, а им (иностранным элементом) может быть и территория иностранного государства, по которой должно проследовать транспортное средство.