Благодаря уникальному географическому положению на побережье Балтийского моря в непосредственной близости к странам Европейского союза (далее - ЕС) и крупнейшим портам Европы, Санкт-Петербург стал воротами в Россию, через которые проходит существенная доля экспортно-импортных грузов страны. Благодаря ТЛК Санкт-Петербурга обеспечиваются как экспорт российских сырьевых материалов, продукции российских предприятий, так и стабильные поставки в Россию импортных товаров народного потребления, материалов, комплектующих и оборудования для всех отраслей экономики страны.
В настоящее время через территорию Санкт-Петербурга осуществляется около 20% от общего объема перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов. Суммарные объемы перевозок грузов через Санкт-Петербург составили в 2006 г. около 277 млн. тонн, из которых 40% приходится на экспортно-импортные грузы (таблица 1).
Таблица 1 Основные показатели работы транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга в 2006 году, млн. тонн (%)
Показатели |
Экспортные грузы |
Импортные грузы |
Прочие грузы |
Итого |
Всего всеми видами транспорта, в том числе: |
108,6 (40%) |
167,9 (60%) |
276,5 (100%) | |
Морской порт |
39,0 (72%) |
15,2 (28%) |
- |
54,2 (100%) |
Железнодорожные перевозки |
23,8 (23%) |
1,9 (2%) |
79,3 (75%) |
105,0 (100%) |
Речные перевозки |
5,4 (80%) |
0,2 (3%) |
1,1 (17%) |
6,7 (100%) |
Автотранспортные перевозки |
20,6 (19%) |
87,0 (81%) |
107,6 (100%) | |
Авиационный транспорт |
0,01 (33%) |
0,02 (67%) |
0,03 (100%) | |
Трубопроводный транспорт |
2,5 (83%) |
- |
0,5 (17%) |
3,0 (100%) |
ТЛК Санкт-Петербурга играет важнейшую роль в связях "Россия-Европа", "Россия-Азия" (большинство товаров из Европы и Азии попадает в центральную часть России через Большой порт Санкт-Петербург), а также обеспечивает часть транзитных грузовых перевозок в сообщении "Европа-Азия". На долю стран ЕС приходится 52% внешнеторгового оборота Российской Федерации и 55% экспорта российской продукции. ТЛК Санкт Петербурга обеспечивает транспортировку большей части международных грузов по направлению "Россия - страны ЕС", способствуя развитию торговли и международных отношений. Повышение роли ТЛК Санкт Петербурга в глобальной транспортной системе является важной составляющей стратегии интеграции Российской Федерации в мировую экономику и позволяет реализовать приоритетные интересы страны.
По территории Санкт-Петербурга проходят 2 евроазиатских транспортных коридора - "Север-Юг" и "Транссиб", а также панъевропейский транспортный коридор №9. В настоящее время остро стоит проблема развития на территории Санкт-Петербурга транспортной инфраструктуры для обеспечения растущего спроса на экспортно-импортные перевозки и потребностей экономики страны.