Большой порт Санкт-Петербург играет ключевую роль в обеспечении международных перевозок Российской Федерации, выполняемых морским транспортом. Это связано с тем, что через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются поставка в Россию 50% всех импортных грузов и вывоз 11% от общего объема экспортных грузов, перевозимых на морском транспорте. Большой порт Санкт-Петербург является лидером по перевалке сухих, контейнерных и рефрижераторных грузов среди морских портов России. Через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются внешнеторговые связи со странами всех континентов.
К доставке импортных товаров через портовые комплексы Санкт-Петербурга тяготеет почти вся европейская часть России, в которой проживает 95 млн. чел. (около 65% от общей численности населения страны), расположены основные предприятия базовых отраслей промышленности, многие из которых используют для модернизации производства импортное оборудование. Указанное обстоятельство, с одной стороны, ведет к значительному росту проходящих через Санкт-Петербург грузопотоков, а с другой стороны, стимулирует развитие Санкт-Петербурга в качестве транспортно-распределительного центра международного значения.
Расположение Санкт-Петербурга в 650-ти км от Москвы обуславливает тесное взаимодействие двух мегаполисов, являющихся основными зонами деловой активности, крупными промышленными, торговыми, культурными и административными центрами страны, где проживает около 10% населения России с наиболее высокими уровнем доходов и покупательной способностью.
Наличие самого крупного порта Балтийского моря и второго по грузообороту морского порта России, лидирующего в стране по переработке сухих и контейнерных грузов, достаточно развитой сети железных и автомобильных дорог, системы воздушных сообщений, Волго-Балтийского водного пути, трубопроводного транспорта делает Санкт-Петербург важнейшим транспортным центром страны.
Для Санкт-Петербурга характерны следующие тенденции развития рынка транспортно-логистических услуг за период 2000-2006 гг. (таблица 2).
Таблица 2 Динамика развития рынка транспортно-логистических услуг в Санкт-Петербурге за период 2000-2006 гг.
N п/п |
Показатели |
2000 г. |
2006 г. |
2006 г. к 2000 г., % |
1 |
Объем перевалки и перевозки грузов ТЛК Санкт-Петербурга, всего, млн. тонн, в том числе: |
216,2 |
276,5 |
128,0 |
1.1 |
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург, млн. тонн, всего, в том числе: |
32,1 |
54,2 |
170,0 |
контейнеры: млн. тонн тыс. ТЕU |
3,7 352 |
15,4 1450 |
416,2 412,0 | |
1.2 |
Объем грузовых перевозок на автомобильном транспорте, млн. тонн |
79,1 |
107,6 |
136,0 |
1.3 |
Объем грузовых перевозок на железнодорожном транспорте, млн. тонн |
93,1 |
105,0 |
112,8 |
1.4 |
Объем грузовых перевозок на речном транспорте, млн. тонн |
9,9 |
6,7 |
67,6 |
1.5 |
Объем транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом, млн. тонн |
2,0 |
3,0 |
150,0 |
1.6 |
Объем грузовых перевозок на воздушном транспорте, млн. тонн |
0,019 |
0,03 |
158,0 |
2 |
Численность грузовых автомобилей, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, тыс.ед. |
83,7 |
114,6 |
137,0 |
3 |
Общая площадь складской недвижимости, млн.кв.м |
4,9 |
6,0 |
122,4 |