При выборе формы организации технического обслуживания и ремонта учитываются объективные характеристики парка машин и его отдельных групп, а также конструктивных элементов машин, их численность, однородность, технологичность, транспортабельность и т. д.
Своевременное и качественное техническое обслуживание возможно лишь при соответствующей организации производства. Надлежащая организация и управление техническим обслуживанием не только повышает уровень производства работ, но и снижает их стоимость. Высокие показатели технического обслуживания машин обеспечиваются, прежде всего, выбором целесообразного метода и формы организации этих работ, постоянное усовершенствование технологического процесса их проведения.
Существующая форма организации работ не соответствует ни одной научно обоснованной форме, так как машинисты путевых машин и кранов участвуют во всех видах обслуживания и текущем ремонте. Это значительно увеличивает штат и эксплуатационного и ремонтного персонала.
В дипломном проекте предлагается частично-централизованная форма организации ТО и ремонта, которая характеризуется тем, что ежесменное обслуживание выполняют машинисты путевых машин и кранов, которые закреплены за данными машинами, а периодическое техническое обслуживание и текущий ремонт – специальные бригады рабочих.
Недастатком рассматриваемой формы является снижение эффективности системы планово-предупредительных работ; уменьшение рабочего времени машины в результате её простоя в ТО; значительное против плановых норм повышение трудовых затрат на рабочие операции из-за немеханизированного их выполнения; трудность осуществления должного контроля за работами по ТО и текущему ремонту.
Данная форма позволит значительно сократить стоимость работ из-за специализации рабочих и освободить экипажи машин, находящихся в мастерской, для выполнения основных работ. Техническое обслуживание машин состоит из большого числа операций, которые по своему характеру и условиям выполнения могут быть объединены в определённые группы, охватывающие цикл работ.
Практика показывает, что в соответствии с этим ТО, не зависимо от его вида, может подразделятся на следующие основные работы: уборочно-моечные, диагностические, регулировочные, крепёжные, смазочно-заправочные и испытание на холостом ходу.
Такие подразделения обуславливаются во-первых, необходимостью использования рабочих соответствующих специальностей и квалификации при выполнении каждой работы и, во-вторых, применение специального оборудования, приборов и инструментов на месте выполнения работ.
Для периодических технических обслуживаний и текущих ремонтов путевых машин и кранов на железнодорожном ходу целесообразно применять тупиковый метод.
Метод на универсальных тупиковых постах заключается в том, что все работы, предусмотренные технологическим процессом ТО и ТР, выполняются на однотипных постах, за исключением уборочно-моечных, которые производятся на специально выбранном месте вне разборочно-сборочного отделения. При организации работ по этому методу организовывается применение специализированного оборудования, затрудняется механизация процесса, повышается число работ среднего разряда, увеличивается время пребывания машин на ТО и его стоимость, снижается коэффициент готовности парка машин, исключается узкая специализация рабочих.
Для организации ТО и ремонтов козловых кранов приемлемым является индивидуальный метод, который предусматривает выполнение всех работ на месте работы крана на специально отведенной для этого зоны площадки. Данный метод значительно снижает качество работ и условия их проведения, так как ограничено использование специального оборудования, и все работы производятся под открытым небом в любую пору года.
Все выше перечисленные работы производятся в условиях предприятия, но зачастую при проведении капитального ремонта пути путевые машины их выполняющие не возвращаются на предприятие до окончания работ и для того чтобы произвести техническое обслуживание или ремонт приходится отправлять передвижную мастерскую на железнодорожном ходу (вагон-мастерскую), которая предназначена для проведения технических обслуживаний и ремонтов.
Вагон-мастерская оборудуется на базе четырёхосного вагона и дополнительно снабжается четырёхосной платформой и имеет следующее оборудование: электростанцию ЖЭС-30, сварочный трансформатор, токарно-винторезный, универсально-фрезерный и вертикально-сверлильный станки, кран-балку грузоподъёмностью 1 т, слесарные верстаки и др. Электропитание оборудования на месте работ осуществляется от внешней сети через специальный вводный щит, поэтому в помещении, где обычно размещается электростанция ЖЭС-30, находится только сварочный трансформатор. Оборудование в вагоне-мастерской размещается таким образом, чтобы обеспечивалось примерно одинаковая нагрузка на тележки вагона и на обе стороны от продольной оси вагона. Помимо технологического оборудования, вагоны-мастерские имеют четырёхместное купе, котёл водяного отопления, умывальник и другие устройства, обеспечивающие необходимые санитарно-бытовые условия труда и отдыха ремонтного персонала.