Главная задача устройств автоматики и телемеханики (А и Т ) метрополитенов – обеспечение интервального регулирования движения поездов с целью повышения его безопасности и повышения пропускной способности линий метрополитена.
Устройства А и Т подразделяются на станционные и перегонные.
Перегонными оборудуют пути перегонов и станций, не имеющих путевого развития.
Их основные функции:
1) разрешают или запрещают отправление поезда на перегон или занятие блок-участка;
2) исключают возможность отправления поездов на занятый перегон или блок-участок;
3) исключают возможность превышения допустимой скорости и сближения с препятствием менее чем на критическое расстояние.
К перегонным устройствам относятся две системы:
автоблокировка (АБ), при которой участки пути ограждаются светофорами и автостопами точечного действия, а управление сигнальными показаниями светофоров и автостопами осуществляется автоматически при воздействии поезда на первичные путевые датчики (р. ц.) ограждаемых участков;
автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости (АЛС-АРС), при которой движение осуществляется по кодовым сигналам, передаваемым в кабину машиниста, а фактическая скорость непрерывно контролируется и автоматически ограничивается в пределах допустимых по условиям безопасности движения.
Станционные устройства обеспечивают:
1) взаимную зависимость стрелок и сигналов при приеме и отправлении поездов и маневровых передвижениях;
2) контролируют положения стрелок, не допускают их перевода при занятом стрелочном участке;
3) замыкают стрелки и сигналы в заданном маршруте, исключая возможность установки враждебных маршрутов;
4) исключают возможность открытия светофора при маршруте на занятый путь.
К станционным устройствам относится электрическая централизация, обеспечивающая управление стрелками и сигналами с поста централизации.
Наибольший эффект в реализации максимальной пропускной и провозной способности достигается при оборудовании линии комплексной системой автоматического управления и регулирования движения поездов, которая содержит подсистемы безопасности – устройства АЛС-АРС и автоведения поездов. Такие системы автоматики позволяют совершенствовать перевозочный процесс, повышать эффективность работы метрополитена для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках