Для оценки эффективности проводимых в ГПКК «ДПАТП» мероприятий, направленных на уменьшение загрязнения атмосферы вредными выбросами в составе отработавших газов, производится расчет весового выброса вредных веществ (окись углерода, окислы азота, и углеводороды) по следующим формулам.
Методикой устанавливаются 4 группы автомобилей: легковые, грузовые, автобусы и специализированный подвижной состав:
Легковые автомобили – 4 единицы;
Грузовые автомобили – 4 единицы;
Автобусы – 49 единиц;
Специализированный подвижной состав – 3 единицы.
Для каждой группы автомобилей определяется весовой выброс окиси углерода по следующей формуле [19]:
, (5.1)
где Gco – количество выброса окиси углерода за расчетный период, кг;
n – количество однотипных по двигателю автомобилей, ед.;
d – среднее число рабочих дней за расчетный период, (365)дней;
τ – среднее время нахождения автомобилей на линии, (6,2)ч;
βх.х, βп.х.х, βр, βу – коэффициенты режимов работы двигателя соответственно на холостом ходу, на принудительном холостом ходу (при торможении), на разгоне, на установившемся режиме;
Gx.x, Gп.x.x, Gp, Gy – часовые расходы топлива двигателем соответственно на холостом ходу, на принудительном холостом ходу (при торможении), на разгоне, на установившемся режиме;
αх.х, αп.х.х, αр, αу – коэффициенты избытка воздуха соответственно на холостом ходу, на принудительном холостом ходу (при торможении), на разгоне, на установившемся режиме.
Коэффициенты режимов работы двигателя и некоторые коэффициенты избытка воздуха определены экспериментально и равны следующим значениям: βх.х =0,3; βп.х.х =0,2; βр =0,25; βу =0,25; αр =0,9; αу =0,99; αр = αу.
Вычисление средневзвешенного значения коэффициента избытка воздуха на холостом ходу определяется по следующей формуле [19]:
(5.2)
где n – численность i группы автомобилей в группе; αх.х = αп.х.х.
Вычисление средневзвешенного часового расхода топлива на холостом ходу осуществляется по следующей формуле [19]:
(5.3)
(5.4)
Вычисление средневзвешенного часового расхода топлива при разгоне осуществляется по следующей формуле [19]:
(5.5)
Перерасчет контрольного расхода топлива (литр/100 км) производится в часовой расход топлива (кг/час) [19]:
(5.6)
где Gy – расход топлива на установившемся режиме, кг/ч;
Нт – базовая норма расхода топлива, л/100км;
γO – удельный вес топлива (0,77 кг/л - для бензина, 0,8 кг/л - для дизельного топлива), кг/л;
Vt – средняя скорость движения на маршруте, км/ч.
Вычисление средневзвешенного часового расхода топлива на установившемся режиме осуществляется по следующей формуле [19]:
(5.7)
Выбросы углеводородов за расчетный период определяются по формуле [7]:
(5.8)
где Gch – количество выбросов углеводородов, кг;
Gco – количество выброса окиси углерода.
Выбросы окислов азота за расчетный период определяется по формуле [7]:
(5.9)
где Gno – количество выбросов окислов азота, кг.
Пример расчета приведен для автобусов. В группу входят следующие модели автомобилей (МАРЗ – 5 ед.; ПАЗ – 9 ед.; ЛАЗ – 23 ед.; ЛиАЗ-677 – 3 ед.; ЛиАЗ-5256 – 4 ед.; ГАЗ – 5 ед.;.):
Коэффициент избытка воздуха на холостом ходу:
.
Часовой расход топлива на холостом ходу (кг/ч):
Часовой расход топлива при разгоне (кг/ч):
Пересчет базовых линейных норм расхода топлива (л/100 км в кг/час):