Принятие груза перевозчиком
Страница 1

Основная обязанность, которая возлагается на перевозчика по договору автомобильной перевозке грузов – доставка груза в сохранности и в срок.

Порядок приемки груза к автомобильной перевозке и оформления товарно-транспортной в Беларуси регулируются Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.06.2008 г. № 970. Данные правила в значительной мере соответствуют правилам приемки и оформления грузов на других видах транспорта, однако они имеют ряд своих особенностей. Так, например, по сравнению с железнодорожной перевозкой грузов, в автомобильной перевозке вопрос о том, кто оформляет товарно-транспортную накладную, не имеет принципиального значения. Важно, чтобы перевозчик проверил соответствие записей в накладной и фактически принятого груза.

Как правило, при обнаружении недостачи или порчи груза при его приемке должен составляться так называемый коммерческий акт. В других случаях составляются общие и иные акты. При автомобильной же перевозке во время приемки груза коммерческий акт не составляется. Обнаруженные при сдаче груза и при проверке количества мест и веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются соответствующими отметками в товарно-транспортной накладной и скрепляются подписями грузополучателя и перевозчика. При отказе перевозчика от подтверждения недостачи и повреждения груза получатель составляет акт приемки продукции согласно Положению о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2006 N 990.

При принятии груза перевозчик обязан проверить записи в накладной, касающиеся числа грузовых мест, их маркировки и нумерации, а также внешнее состояние груза. Если возможность проверить правильность этих сведений отсутствует (например, груз сдается в контейнере), перевозчик должен сделать обоснованную оговорку об этом в накладной. Считается, что если в накладной перевозчик не сделал никаких мотивированных оговорок относительно числа грузовых мест, их маркировки и нумерации, а также внешнего состояния груза и его упаковки, то груз в момент его приема перевозчиком находился в коммерчески исправном состоянии, соответствующем условиям перевозки. Судебная практика полностью соответствует данному положению. Например, можно привести Решение Хозяйственного суда Гродненской области от 19.10.2007 в котором суд постановил, что поскольку груз был принят перевозчиком к перевозке без каких-либо оговорок либо замечаний по вопросу упаковки, размещения либо крепления груза в транспортном средстве, требования о возмещении перевозчиком ущерба, причиненного при перевозке груза при невозможности его восстановления, подлежат удовлетворению в полном объеме в размере стоимости поврежденного груза.

Перевозчик может не выполнять такие обязанности, если груз ему передан в исправном транспортном средстве или контейнере за чужими исправными пломбами (отправителя, экспедитора, таможни). В этом случае перевозчик не несет ответственности за сохранность и состояние груза, а лишь отвечает за надлежащее состояние транспортного средства или контейнера и целостность пломб и иных охранных знаков и устройств.

Отправитель вправе распорядиться грузом в любой момент перевозки. Однако если к моменту получения его инструкций второй экземпляр накладной уже был выдан получателю, отправитель теряет это право. Кроме того, при составлении накладной он (отправитель) может сделать оговорку о том, что право распоряжаться грузом передается получателю. В этом случае правом распоряжаться грузом во время перевозки обладает получатель.

Отправитель имеет также право потребовать проверки перевозчиком веса брутто груза или его количества, выраженного в других единицах измерения. Он может также потребовать проверки содержимого грузовых мест. Это делается для того, чтобы впоследствии перевозчик не смог воспользоваться ограничениями своей ответственности. После выполнения указанных проверок перевозчик не сможет впоследствии сослаться на то, что не имел достоверных сведений о массе, объеме или количестве принятого им груза, а также, что не знал и не мог знать о том, какой в действительности груз находился внутри объявленных мест и какое было его реальное состояние к моменту начала перевозки. Результаты проверок заносятся в накладную и подписываются правомочными представителями сторон. При этом перевозчик вправе потребовать возмещения расходов, которые связаны с такими проверками.

Страницы: 1 2

Технология формирования-расформирования поездов
Участковые станции ежесуточно расформировывают большое количество поездов, накапливает новые составы, формируют их и отправляют. Одним из решающих условий высокого качества работы станции является централизованное диспетчерское управление, существующее на большинстве сортировочных, крупных участков ...

Характеристика структуры управления предприятия
Текущее руководство различными сторонами деятельности предприятия осуществляет директор, который делегирует полномочия своим заместителям и аппарату управления. Он распоряжается всеми средствами предприятия, осуществляет подбор и расстановку кадров, контролирует деятельность подразделений, несет от ...

Основы сигнализации на метрополитене
Сигналы служат для обеспечения безопасности и четкой организации движения поездов и маневровой работы. Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению. Работники метрополитенов должны использовать все возможные средства для выполнения, требования сигнала. В сигнализации, связанной с ...