Эксперты уверены, что в республике уже сформировались фактически два полноценных рынка газомоторного топлива – сжиженного и сжатого газа. При этом оба рынка имеют свою постоянно прогрессирующую инфраструктуру и клиентскую базу.
Конвейер СП ЗАО General Motors Uzbekistan, также готовится к большим «газовым» переменам. Столь полюбившиеся автолюбителям асакинские «буханочки» уже в скором времени полностью перейдут на заправку сжиженным природным газом. Проект перевода микроавтобусов Damas на более дешевое топливо, включен в соответствии с решением правительства республики, в сводный перечень перспективных инвестиционных предложений, подлежащих проработке в 2010 году. Как сообщили в акционерной компании «Узавтосаноат», на данный момент уже началась разработка проектного технико-экономического обоснования проекта (ПТЭО).
По примерным подсчетам специалистов АК «Узавтосаноат», освоение производства модификации модели Damas, использующей в качестве топлива сжиженный природный газ (пропанбутановую смесь), полностью завершится уже к концу 2011 года. Именно столько времени потребуется заводу СП ЗАО GM Uzbekistan, на полный перевод конвейера Damas на новую технологию производства. Прогнозная стоимость этого проекта составляет по приблизительным подсчетам $5 млн. В компании уточнили, что сейчас прорабатывается вопрос выбора потенциального иностранного партнера для запуска проекта. Кроме того, определяется форма его финансирования.
Согласно предварительным данным, уже утвержденным правительством и включенным в сводный перечень перспективных инвестиционных предложений, проект окупится в течение первых двух лет после запуска конвейера. Запланировано производство модификации модели Damas, использующей в качестве топлива сжиженный природный газ, в объеме 25 тысяч автомобилей в год.
В феврале 2007 года в Узбекистане началась реализация широкомасштабной общегосударственной Программы по переводу части автомобильного парка с бензина на сжиженный углеводородный и сжатый природный газ. Основанием для этого послужило постановление Кабинета Министров «О мерах по развитию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных и автомобильных газозаправочных станций и поэтапному переводу автотранспортных средств на сжиженный углеводородный и сжатый газ».
По данным НХК «Узбекнефтегаз», в соответствии с правительственной программой в течение шести лет с бензина на альтернативное топливо планируется перевести 198 тыс. единиц автотранспорта.
Наряду с очевидными преимуществами газовое топливо имеет недостатки: у газобаллонных грузовиков по сравнению с бензиновыми снаряженная масса повышается на 400 – 600 кг, соответственно снижается грузоподъемность, а запас хода сокращается почти вдвое. Кроме того, слабо развита сеть газонаполнительных и заправочных станций.
Применение электрической энергии на транспортных средствах позволяет улучшить их экологические показатели и способствует сохранению топливно-энергетических природных ресурсов. С этой целью ведутся разработки конструкций на базе существующих транспортных средств.
На железнодорожном транспорте успешно используется перевод локомотивного парка на электрическую тягу. Электровозы работают на постоянном и переменном токе и практически не загрязняют атмосферный воздух. В пассажирских вагонах электроотопление применяется для обогрева вместо печного, использующего каменный уголь.
На морских судах применяют энергоустановки, работающие от нескольких дизель-генераторов и обеспечивающие электропривод главного судового винта. На разных режимах судового хода число включенных дизель-генераторов варьируется путем их подключения или отключения в зависимости от нагрузки, что уменьшает расход топлива.
В течение многих лет создаются и испытываются экспериментальные образцы и опытные партии электромобилей, однако не созданы конструкции для серийного производства. Основным препятствием на пути широкого внедрения электромобилей является несовершенство источника энергии – аккумуляторных батарей.