Если ветер и течение имеют разные направления, то постановка судна на якорь в этих условиях осложняется. На судно в балласте большее влияние оказывает ветер, а на судно в грузу — течение. По возможности курс судна в точку отдачи якоря прокладывают по направлению равнодействующей от
ветра и течения. Следует учитывать, какой из внешних факторов в данный момент в большей степени оказывает действие на судно.
При постановке на якорь в узкостях, вблизи берега, на открытых рейдах и т. д., особенно для судов в балласте, необходимо предусматривать возможность появления сильного ветра или волнения. Это может повлиять на безопасную стоянку судна на якоре. Тогда нужно заблаговременно сняться с якоря и перейти в безопасное место стоянки на якоре. Если такого места нет, то следует выйти в море до улучшения погоды.
При подходе судна к району со стесненными условиями плавания тщательно изучается район плавания, детально прорабатывается предварительная прокладка. Все карты и руководства для плавания в данном районе должны быть откорректированы на данный момент. Карты, по которым будет проходить плавание, надо «поднять»: красным карандашом очертить навигационные опасности вблизи курса, снять значения пеленгов, точек поворота, время плавания на каждом курсе, отметить траверзные расстояния до ориентиров, наметить ориентиры для определения места судна.
Хорошо изучить гидрометеорологическую обстановку района плавания, иметь прогноз погоды на время перехода. Решением капитана штурманская вахта может быть усилена. Подается заявка на проводку судна с помощью береговых средств судовождения. Заблаговременно устанавливается связь с лоцманской станцией и администрацией порта.
При подходе судна к узкости необходимо:
· предупредить капитана о подходе;
· предупредить вахтенного механика о возможных маневрах, перевести двигатель в маневренный режим;
· назначить безопасную скорость;
· управление рулем перевести на ручное, проверить его работу;
· вызвать боцмана на бак и приготовить якоря к отдаче;
· проверить исправность и действие средств звуковой и световой сигнализации, навигационных огней и знаков, предусмотренных МППСС-72 и местными правилами; на ленте курсографа сделать отметку времени вхождения в узкость;
· сличить часы в штурманской рубке и ЦПУ;
· включить эхолот, РЛС, УКВ (на заданном канале);
· выставить впередсмотрящего;
· приготовить штормтрап.
Все подготовленные мероприятия записать в судовой журнал.
При плавании в районе со стесненными условиями, где ширина свободного от навигационных опасностей прохода для судов ограничена, требуются повышенная точность счисления пути и более частые определения места судна. При плавании в узкости должны быть обеспечены:
· надежная управляемость;
· непрерывное тщательное счисление пути и точный учет всех факторов, влияющих на движение судна;
· точное и быстрое определение места судна заранее намеченными способами с необходимой частотой;
· контроль счисления пути ограничивающими изолиниями (плавучие средства ограждения предупреждения используются только для контроля);
· своевременность и точность выполнения всех поворотов и необходимых остановок судна;
· строгое выполнение установленных правил плавания в данном районе.
Поворот на новый курс в узкости следует выполнять особо тщательно с учетом влияния внешних факторов и маневренных элементов судна. Приход судна в начальную точку поворота контролируется обсервациями, продолжительностью плавания на прямолинейном участке пути (по секундомеру), значением секущего пеленга или ограждающего расстояния и плавучими средствами. Новый курс проверяется по показаниям гирокомпаса и магнитного компаса.